115 лет со дня рождения Александра Роу
115 лет исполнилось со дня рождения Александра Роу – кинорежиссера, которого называли "главным сказочником Советского Союза". В его фильмах всегда детально прорабатывался грим, костюмы и "волшебные" эффекты. Чтобы сохранить впечатление чуда, работа над сказками оставалась профессиональной тайной, однако Российский Государственный Архив Кинофотодокументов предоставил нашей съёмочной группе уникальную хронику.
Это хроника 70-х годов, в 30-х жанр киносказки только появлялся. Мир чудес наяву режиссеру пришлось изобретать с нуля.
"Вот уникальная фотография как рабочие устанавливают чучело Змея Горыныча. Загорские кукольники сделали огромное чучело 11-метровое, и огромная команда рабочих устанавливает его. Очень жаль, что не сохранилось фотографий, как управляется Змей Горыныч, потому что внутри 20 человек помещалось, которые управляли хвостом, двигали головами", – рассказал киновед Алексей Тремасов.
После выхода каждого фильма Александр Роу собственноручно делал о нем альбом. Таких в музее кино несколько десятков. Фото со съемочной площадки, рецензии в газетах. Но изнанка оставалась профессиональной тайной. Избушка на курьих ножках – по сути чистая механика – должна была оставаться волшебством.
На картинах Роу – лучшие художники по гриму. Вот так, к примеру, выглядел эскиз персонажа Квака из "Марьи Искусницы". Чтобы персонаж стал достоверным – требовалась огромная командная работа.
"Милляр вспоминал, как ему растягивали рот специальными приспособлениями, чтобы он был растянут, как он репетировал свою походку в ластах, чтобы не упасть", – добавил Алексей Тремасов.
На съемках фильма Кащей Бессмертный для сцены битвы с Никитой Кожемякой сожгли целое поле ржи. Сцену снимали сразу с трех камер, что было необычно для того времени.
Мечи, которыми бились Никита Кожемяка и Кащей Бессмертный оказываются увесистыми, выше человеческого роста. Их хранит сотрудник музея кино Эмма Малая – известный художник по костюмам. На картине «Королевство кривых зеркал» была ассистентом художника по костюмам.
"Нужно было всю символику разработать подробно – всех этих попугаев, короны заказать у ювелира специально, цепи, перстни с ядом. Я его прорисовала этот ключ с этим попугаем – и вот его сделали", – отметила научный сотрудник Музея кино Эмма Малая.
"В сказке никакие истины нельзя давать в виде нравоучений, этого дети не любят. Мораль в фильме глубоко спрятана в обилии приключений, неожиданностях, а иногда и смешных ситуациях", – писал Роу. И продолжал изобретать чудеса.