Год пандемии: 11 марта 2020 года ВОЗ закрыла мир
Тяжелый удар по привычному образу жизни миллиардов людей на планете нанесла пандемия коронавируса. ВОЗ объявил о пандемии 11 марта 2020 года. С тех пор прошел год: туристы лишились возможности путешествовать, болельщики – ходить на стадионы, общительные – проводить время к кафе в компании друзей. И это далеко не полный список введенных из-за COVID-19 ограничений. За год пандемии число заразившихся коронавирусом в мире возросло в тысячу раз: от 118 тысяч человек до 118 миллионов.
Туристам вход воспрещен
Уже к марту прошлого года из-за коронавируса закрыли свои границы около сотни стран. Открытыми границы оставили разве что Великобритания, да Швейцария. При этом премьера Великобритании Бориса Джонсона очень сильно критиковали за такую беспечность, цена которой – жизни британцев. А британский штамм коронавируса сейчас стал самым быстро распространяющим.
Сейчас туристов ждут разве что Египет, Турция, ОАЭ, Мальдивы, Куба и Танзания. Но и тут туристов ждут разной степени жесткости ограничения.
Только мировая индустрия туризма в 2020 году потеряла около 1,3 триллиона долларов, подсчитали эксперты Всемирной туристской организации ООН.
Первым жесткую модель карантина применил Пекин. Был полностью изолировал эпицентр инфекции в Ухане. США резко критиковали за это Пекин, но были вынуждены сами прибегнуть к ней, когда началось стремительное распространение инфекции. Для европейцев дело дошло до закрытия магазинов, запретов устраивать свадьбы и посещать религиозные мероприятия.
Великая коронавирусная депрессия
Пандемия коронавируса поставила бизнес на грань выживания. Пострадали владельцы салонов красоты и кинотеатров, рестораторы и автомеханики, хозяева отелей и спортзалов. Удар от пандемии коронавируса по экономики стал таким, что экономисты заговорили о крупнейшей мировой рецессии со времен Великой депрессии в 1930-х годов.
После этого от тотального карантина решили отказываться, а вводить "умный" карантин только в сферах, где контакты людей между собой наиболее близкие и тесные.
Из-за коронавирусных ограничений полгода не работало метро в столице Индии, а в Бахрейне оставались закрытыми на протяжении семи месяцев кафе и рестораны . Локдауны вводились трижды в Израиле, Германии, Австрии, Великобритании. Отказ от общенационального карантина для Бразилии стал почти катастрофическим: страна заняла третье место по количеству инфицированных – более 11 миллионов человек, а по числу летальных исходов второе. В Бразилии от последствий коронавируса скончались почти 270 тысяч человек.
Всегда быть в маске
Маска стала неотъемлемой частью жизни почти каждого и символом пандемии. При этом на испанских и калифорнийских пляжах требуется находиться в масках даже на открытом воздухе, а во Франции распространили их ношение даже на мотоциклистов. Но не на тех напали: последние смогли добиться права ездить в защитных шлемах без масок под ними.
В России спрос на маски начал расти задолго до того, как новая инфекция стала распространяться в стране. Их продажи выросли в два раза уже на третьей января 2020 года, а на четвертой выросли почти в 7 раз. Больше всего масок россияне купили в конце апреля – начале мая: примерно 18 миллионов штук за две недели. Это почти в 30 раз больше, чем годом ранее.
Дефицит градусников
Стали больше покупать и термометров. В марте 2020 года жители скупили миллион с четвертью ртутных термометров. Это трехкратный рост. Зато потом продажи рухнули в апреле вдвое, в мае – впятеро. Не то, чтобы у всех появился градусник, просто в России возник их настоящий дефицит.
Ухожу на две недели, закупился на три месяца
Панические настроения прежде всего сказались на кухонном столе. В середине марта после объявления перехода на домашний режим спрос на соль и сахар вырос в 20 и 25 раз, на крупу – в 25,5 раза, а на мясные консервы – 38-кратно! Россияне, готовясь провести на карантине две недели, максимум месяц, закупили продуктов на три месяца вперед! Наверное, это сработала генетическая память.
Шутки про гречку и туалетную бумагу
Одним из символов этого периода стала гречка. Она дорожала уже тогда, когда панические закупки оказались позади. Стали ли россияне чаще есть гречку – неизвестно. Зато шутить про нее и туалетную бумагу точно стали чаще.
"Лечебные" продукты и золотой имбирь
Когда даже врачи не знали, чем лечить COVID-19, народная мудрость приписала чудодейственные свойства целому ряду продуктов. Вчетверо выросли продажи имбиря. Его цена возросла впятеро до полутора тысяч за килограмм. Это, конечно, не цена золота, но тоже не мало. Трое подорожали и лимоны. Да еще и поискать их надо было по таким ценам в это время!
Бегство из мегаполисов
Спасаться от пандемии россияне предпочитали поодиночке. Те, кто мог себе это позволить, покинули города и отправились в деревню. Аренда жилья в двух российских столицах понизилась: в Москве на 6,5% и 3,8% в Санкт-Петербурге.
А вот спрос на аренду загородной недвижимости увеличился на почти вдвое при среднем росте цены в 15%. Миграция населения отразилась и на трафике. И не только на уличном трафике: более 15% абонентов МТС в Москве весной выехали из столицы.
Словом 2020 года была признана "удаленка"
"Удаленка" стала словом года. Но в России даже в самый пик пандемии в мае-июне на удаленке работали лишь 11 % россиян – примерно 6 миллионов 800 тысяч сотрудников. А к началу 2021 года таком формате останутся работать только 5% сотрудников компаний.
При этом вырос спрос на широкополосный интернет. Спрос на интернет, в том числе мобильный, вырос на четверть. И к своим прежним значениям с тех пор уже не возвращается.
Рекордным оказался и спрос на продажу компьютеров. Население не поверило в утверждения правительства о том, что работодатели должны обеспечивать техникой своих сотрудников. Ноутбуков было продано на треть больше обычного. Сразу на 15% больше россияне потратили денег на смартфоны.
На удаленке россияне занялись обустройством дома. Интерес к кухням вырос на 37%, к офисной мебели – на 29%, к кроватям и матрасам – на 25%.
А вот ресторанная индустрия в России, как и во всем мире, оборот рынка упал почти на 21%. 40% российских рестораторов уже разорились. А восстановление рынка, по мнению экспертов, займет не меньше двух лет.
Доставка рулит
Естественным следствием самоизоляции стал бурный рост рынка доставки еды. Если в начале года средний чек доставки составлял 600 рублей, то в октябре приблизился к 1 тысячи 700 рублей. От перехода на доставку больше всего выиграли те заведения, что предлагают традиционные для такого формата пиццу, суши, роллы и выпечку.
Треть россиян может быть почти невосприимчива к коронавирусу – у них иммунитет после других респираторных заболеваний. Но о полной отмене всех ограничений можно будет говорить только после достижения коллективного иммунитета, утверждает Роспотребнадзор.