Музей AZ представил выставку "Лики, Лица, Морды"

11 марта 2021 09:27
В экспозиции – работы художников-шестидесятников и современных авторов.

Новая выставка в столичном Музее AZ. На ней, по словам организаторов, в глаза зрителям и друг другу смотрят "Лики, Лица, Морды" – так называется эта экспозиция, объединившая более 70 работ художников-шестидесятников и современных авторов. Юлия Струкова подробнее.

От морд на первом этаже – до ликов на третьем. Символическая иерархия человеческого образа в работах Анатолия Зверева, художников-шестидесятников и тех, кто пишет сейчас.

"С ликами вообще попроще на этой выставке. А вот где лицо, а где морда иногда действительно приходится подумать", – отметила генеральный директор музея AZ Наталья Опалева.

Морды – не обязательно что-то отрицательное. Классик нонкорформизма Олег Целков придумал персонажа по имени Морд. Считал его портретом всеобщим, "до ужаса знакомым" портретом поколения. Чтобы пространство «заговорило» здесь нарушили законы расположения картин.

"Надо было думать о мизансценировании, о расположении этих людей, о том, как они смотрят друг на друга, потому что я вообще считаю, что главная задача была в том, что эти "лики, лица и морды" вместе со зрителем посмотрят друг на друга. Так как мы смотрим сейчас друг на друга в XXI веке", – сообщила автор и куратор проекта Полина Лобачевская.

Работы Михаила Шемякина в диалоге с произведениями Натальи Нестеровой, Леонида Пурыгина, Владимира Немухина и Льва Кропивницкого. Пир образов "советского ренессанса" – именно так в музее AZ называют творчество художников-шестидесятников. Световые акценты – на лица, как в театральной постановке.

"Лица действительно человеческих каких-то анатомических форм не имеют, а подражают по эмоциям. То есть это может быть вертикальная полоса, это может быть слабовыраженный акцент на глаза", – рассказал художник по свету Николай Воробьев.

Третий этаж – рай Анатолия Зверева. И тут – только лики – портреты прекрасных дам. Рядом – пространство для медитации – видео-инсталляция Платона Инфанте.

"Я почувствовал его погоню за моментом, за тем, что все его экспрессивные движения, мазки, жест живописный – они сводятся к какому-то живому моменту, увидеть какое-то мгновение. Ну и я попытался это проиллюстрировать", – заявил художник Платон Инфанте.

Как правильно жить, чтобы лицо становилось похожим на лик, а не превратилось в морду? И не стать частью общего портрета Леонида Ротаря. Образа без лица, из пикселей и геномов. И это лишь часть вопросов, над которыми нам предлагают поразмышлять.