Музей русской иконы представляет выставку, посвященную протопопу Аввакуму
Музей русской иконы представляет выставку, посвященную протопопу Аввакуму – духовному лидеру русского старообрядчества. Экспозиция знакомит с историей церковного раскола. Антон Николаев продолжит тему.
Сожжение протопопа Аввакума в Пустозерске. Для царя Алексея Михайловича и патриарха Никона он был не покорившимся церковной реформе бунтарем. Для его сторонников по сию пору является святым. Икона протопопа Аввакума и написанные от руки «Пустозерские сборники» соседствуют на этой выставке с личными вещами патриарха Никона, это его вериги и янтарные четки. В результате проведенной патриархом церковной реформы часть священнослужителей и верующих отказалась принимать нововведения. Так появилось старообрядчество, символом которого является двуперстие.
Никоновская реформа способствовала и сближению русской иконописи с западной религиозной живописью. Что легко увидеть, сравнивая древнерусские образа с более поздними: эта икона, написанная знаменитым царским изографом Симоном Ушаковым.
«Раскол XVII века породил обмирщение икон, сам дух стал приближаться к миру, к человеку, а человек – падшая натура. Поэтому икона стала, если так можно сказать, живописным картинным произведением. Наподобие Рафаэля. Да, красиво, но не одухотворенно», – отметил предстоятель Русской православной старообрядческой церкви Мирополит Корнилий.
На выставке демонстрируются все виды церковного искусства приверженцев старого обряда. Это и литые иконы, и распятия, и памятники книжной культуры, полемические сочинения в защиту старой веры. А это уникальный экспонат – семистворчатый переносной иконостас из собрания Серпуховского историко-художественного музея. Он, как и многие другие иконы на этой выставке, принадлежал серпуховской купчихе 1-й гильдии Анне Васильевне Мараевой.
«Эта коллекция находилась в ее домашней моленной. Потом, после знаменитого манифеста 1905 года об укреплении начал веротерпимости, стало возможным построить рядом с домом замечательный Храм-моленную в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где часть икон тоже была собрана тщанием Анны Васильевны, а также ее близких», – пояснил старший научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Волков.
Именно из среды старообрядцев вышли многие знаменитые коллекционеры иконописи: Третьяков, Остроухов, Рябушинский. Собирая старые дониконовские образа, реставрируя их, они способствовали более углубленному изучению древнерусской культуры.
«Я считаю, что староверы – это соль земли Русской. И они спасли, конечно, и сохранили русское искусство. Потому что, поклоняясь древним иконам, они их и коллекционировали, они их реставрировали, они их оберегали», – пояснил директор Музея русской иконы Николай Задорожный.
На открытии выставки, которая была задумана основателем Музея Русской иконы Михаилом Абрамовым во время его совместной поездки с митрополитом Корнилием в Бари, прозвучали и древние песнопения. И это еще один вклад, который вносят приверженцы старой веры в сохранение традиций древней Руси сегодня, в XXI веке.