В Москве открылась выставка "Придворный костюм середины XIX – начала XX веков"

17 марта 2021 20:25
Этот большой совместный проект Государственного Эрмитажа и Исторического музея.

В Москве открылась выставка "Придворный костюм середины XIX- начала XX веков". Этот большой совместный проект Государственного Эрмитажа и Исторического музея посвящён быту и церемониям русского императорского двора. Экспозицию осмотрела Алия Шарифуллина.

На специальных манекенах, отлитых скульпторами для каждого отдельного наряда, с учетом осанки и посадки плеч его владельца. Под специальным куполом витрины, защищающем от влаги, пыли и света, костюмы императорского двора из хрупкого муслина, газа, бархата совершили рисковое путешествие из Петербурга в Москву, чтобы рассказать о неспешном течении времени за створками платяного шкафа.

«Те, кто хочет отдохнуть и увидеть красоту, он придет и увидит красоту этих уникальных экспонатов. Кто хочет познать историю, кто знает историю, он придет и встретится с историческими персонажами и сможет свести их с теми событиями, которые происходили в нашей стране. Кто изучает историю моды, может изучать здесь историю моды», – отметил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

Церемониальные наряды и маскарадные костюмы, утренние туалеты и комплекты для визитов, прогулок, охоты. А рядом портреты их владельцев – первых лиц Российской Империи. Детали их одежды говорят о многом – о бытовых привычках, пристрастиях, недугах.

Особое место в экспозиции – нарядам Марии Фёдоровны – женщины с элегантным тонким вкусом. Императрица не боялась экспериментов, экстравагантных сочетаний узоров и цветов. Любимый кутюрье Чарльз Фредерик Ворт сундуками на поезде отправлял платья из Парижа. Появляться в одном и том же дважды статус Марии Фёдоровны не позволял.

«Здесь это самое богатство – чулки ярко красного цвета. Ищем глазами туфли и понимаем, что они вот здесь. Мария Федоровна, обладавшая прекрасным вкусом, понимала, что разрезать фигуру зрительно при помощи чулок другого цвета невозможно, поэтому они идут в тон к туфлям, чтобы сделать силуэт более вытянутым и более стройным», – пояснила зав. сектором декоративно-прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа Нина Тарасова.

Придворный наряд отвечал строгому регламенту. Фасон, цвет и даже орнамент шитья описаны в своде законов. Накануне торжественных церемоний дамам и кавалерам рассылали "повестки", в которых указывался "дресс-код". Новичку разобраться было не сложно. Чем длиннее шлейф у дам, тем выше ее ранг. Красный цвет носили только фрейлины, статс-дамы – зеленый. Облачаться в очень свежее и очень дорогое на бал было не принято из-за боязни помять модное платье в гуще толпы. Церемониальные наряды носить было нелегко буквально. Например, костюм для бракосочетания княгини Александры Фёдоровны из серебряной парчи и перьев весил четверть центнера.

«По сравнению с этим платьем довольно скромно выглядит платье вдовствующей императрицы Марии Федоровны. После смерти Александра Третьего проведение этой церемонии стало возможным в один единственный день – в день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Стало возможным заменить черный траур на белый», – рассказала хранитель коллекции городского костюма и аксессуаров Государственного исторического музея Ирина Сафонова.

В отличие от своей супруги император Александр Третий не любил церемоний и балов. Всем костюмам предпочитал военную форму. Дома ходил в тужурке. Камердинера Его Величества не раз заставали за штопкой одежды своего хозяина. Из-за монаршей бережливости в музеях России представлены лишь единичные экземпляры из его гардероба. Рядом с императорскими нарядами – костюмы их служителей – скороходов, лакеев, камер-казаков. В ливрейных кладовых Зимнего дворца хранилось более 20 тысяч предметов одежды.

«У нас есть в коллекции костюм кондитерского подмастерья, и когда его готовили к выставке и чуть-чуть сукно, то реставраторы позвали меня, чтобы я вкусила запах ванили, который исходил из этого костюмы. Если нет запаха, то иногда удается найти что-то очень интересное. Скажем, горсть семечек в костюме придворного швейцара или записку с адресом некой особы в костюме-шинели служителя петровской галереи», – пояснила Тарасова.

За этим платяным шкафом – история роскоши русского двора. История моды и этикета. И, конечно, семейная сага – сцены из жизни императорского двора династии Романовых.