В Музее Востока – выставка "Монголия на рубеже эпох"

18 марта 2021 10:56
Экспозиция посвящена вековому юбилею Монгольской революции.

Выставка "Монголия на рубеже эпох" открылась в Москве, в Музее Востока. Она посвящена вековому юбилею Монгольской революции и столетию установления дипломатических отношений между нашими странами. Вернисаж посетила Юлия Кундрюкова.

Монголия оставалась самобытной даже после революции. И эта по-отечески возложенная рука Владимира Ильича хоть и благословляет на активное стремление к коммунизму, но религиозная культура, которая складывалась поколениями, из этой страны никуда не исчезла. Скорее, трансформировалась.

"На иконе изображена милостивая богиня зеленая тара – спасительница от восьми несчастий. А на противоположной стороне уже человек новой Монголии – тракторист с газетой в руках. Выполнено все в технике как иконы. Когда грунтованное полотно, или рисунок выполненный в технике вышивки или аппликации вшивался в такое вот тканевое обрамление", – рассказала куратор выставки Нонна Альфонсо.

С сороковых годов по шестидесятые двадцатого века – работы этого периода лучше всего показывают переломную эпоху. Монгольское искусство создают художники, которые сначала учились в буддийский храмах, а потом отправлялись в Москву – получать светское художественное образование.

"Монгольские художники вобрали в своем новом творчестве все лучшее, что было заложено в старой буддийской школе. Вот эта яркость цвета, необычайно интересный подход к изображениям", – отметила советник генерального директора Государственного музея Востока Татьяна Метакса.

Эту картину можно было бы назвать "Монгольское селфи", но написана она в 1965 году. И девушка здесь смотрит в зеркальце перед выступлением. А это – "Школа в Дариганге". Вдалеке юрты, а у ребят на школьных сумках красные звёзды. Смешение религиозного и светского стилей и по сути двух миров в монгольском искусстве получило название "монгол зураг" – монгольский рисунок.

"Такая же композиция как на иконах почти полностью отсутствует перспектива. В основном композиция строится за счет цветовых пятен", – добавила Нонна Альфонсо.

Как Монголия адаптировалась к революции хорошо видно на этом макете. Такой юрта могла быть в сороковые годы. По сути она осталась той же, что и в прошлом веке, но на алтаре вместо буддийских культовых предметов – портрет вождя. А вот два музыкальных инструмента – один традиционный, другой – уже с пятиконечной советской звездой. И все же как бы не менялось время и его символы, в Монголии чтут традиции. Наверное, поэтому в эти уютные юрты по-прежнему стремятся туристы со всех концов земли.