На Камерной сцене Большого театра – премьера оперетты "Москва, Черёмушки"

25 марта 2021 10:35
В 57-м году композитору предложили типично советский сюжет. О том, как москвичи переезжают из коммуналок в отдельные квартиры.

Сегодня на Камерной сцене Большого театра – премьера единственной оперетты Дмитрия Шостаковича «Москва, Черёмушки». По поводу неожиданного обращения к легкому жанру, композитор говорил: «Я считаю, что настоящий композитор должен попробовать свои силы во всех жанрах». Постановку увидела Юлия Струкова.

Впервые в Большом – единственная оперетта Шостаковича. В 57-м году композитору предложили типично советский сюжет. О том, как москвичи переезжают из коммуналок в отдельные квартиры. Публика ожидала от автора только что написанной Одиннадцатой симфонии «сложнейшей музыки с острейшими гармоническими комбинациями». И была удивлена, услышав простоту и благородство.

«Мне кажется, что для него оперетта стала в какой-то степени возвращением в свою молодость. Потому что здесь и прямые цитаты из его балетов оптимистичных, которые были написаны в 30-е годы и возвращение к каким-то песням, например, «Нас утро встречает прохладой», – отметил дирижёр-постановщик Павел Клиничев.

"Черемушки" будет населять самая разная публика – арматурщица и шофер, искусствовед и взрывотехник, профессор и чиновник. Переселение сопровождается историями лирическими, драматическими и даже мошенническими. Такая же и музыка – разношерстная, замес городского романса, галопа, песенок нэпа. Вальс соседствует с танго, рок-н-роллом, полькой.

«Либо она тебя заводит, тебе радостно, либо улыбаешься, либо подтопываешь, либо подтанцовываешь, либо как-то со стороны. Тут хочется улыбнуться. Вот спектакль об этом, об обнимках, о любви, о радости жизни», – объяснил режиссёр-постановщик Иван Поповски.

Эту музыку полюбили и публика, и исполнители. «Москва, Черемушки» была невероятно популярна, в 60-х на ее основе был снят фильм. Но позже оперетта была забыта как «слишком советское произведение». Ее вторая жизнь началась лишь в XXI веке. И теперь сюжет о «квартирном вопросе» оказался на удивление современным.

«Я так же жду ключи от своей квартиры, которая будет через полтора года. Я так же ищу свою любовь где-то в Москве», – заявил солист оперной труппы Большого театра Азамат Цалити.

Все создатели этого спектакля: от актеров труппы Бориса Покровского до дирижера и режиссера впервые осваивали жанр оперетты, да еще с такой непростой партитурой.

«Сложность этой музыки в том, что она не терпит фальши. Абсолютно, вот она настолько настоящая. И все-таки это оперетта. Много слов, много движения, много действия», – поделилась солистка оперной труппы Большого театра Анастасия Сорокина.

Иван Поповски как обычно использует для действа все возможное пространство зала. Зритель будто бы внутри послевоенных строек и заглядывает в окна жителей конца 50-х. И тоже становится немножко наивным и воодушевленным.