"Цветные осколки империи" — новая выставка в Музее архитектуры имени Щусева
Около 10 лет назад на одном из шведских аукционов коллекционер Михаил Прозоров купил более 200 раскрашенных вручную диапозитивов с видами Москвы и регионов Российской империи. Сделаны снимки были в период с 1900 по 1910 годы ХХ века. Несуществующие сегодня виды столицы. Вот, например, монумент императору Александру II в Кремле, снесенный после революции 17-го года. А это постный грибной рынок. Его подробное описание можно найти у Ивана Шмелева в "Лете Господнем". Долгое время коллекционер не знал, кто автор этих снимков, среди которых не только Москва, но также Крым, Кавказ, Туркестан, и как они оказались в Швеции.
Куратор выставки Михаил Прозоров: "Покупал в старом кофре, в котором были сложены в определенных коробочках вот эти диапозитивы. Долгое время я на на них не обращал внимание, они лежали в столе. Делать выставку безымянного фотографа нет смысла. Должна быть история. История совершенно случайно образовалась. Аукцион пошел навстречу и дал мне информацию, кто сдал эти предметы".
Продавцом оказался внук шведского военного, офицера Генерального штаба Карла Элофа Берггрена. Он рассказал, что в начале ХХ века его дед около 10 лет служил в миссии шведского Красного креста на территории Российской империи. Именно он и является автором диапозитивов. Берггрен, как кадровый офицер, особый интерес проявлял к армии. Среди снимков — военные парады на Красной площади. Но снимал и бытовые сценки. Вот, например, свадьба в русской деревне. Знали ли жених и невеста, что фотоссесию для них организовал шведский офицер, остается только гадать.
Куратор выставки Лидия Тарасова: "И у внуков ясной картины его биографии нет. Единственное, что они говорят, что он очень любил Россию. И, вообще, был тесно связан с Россией, как-то духовно она была ему близка, он много раз сюда возвращался. Я думаю, он был в России и до 1907 года, откуда мы ведем летопись наших диапозитивов".
Авторам выставки так до конца и не удалось понять был ли Карл Элоф Берггрен всего лишь увлеченным фотографом или же снимал виды России по заданию шведского генерального штаба. Единственное, что известно достоверно — Берггрен прекрасно владел русским языком, даже преподавал его в Королевской военной академии. А в начале 30-х годов ненадолго вернулся, но уже в советскую Россию. Помогал вывозить из села Старошведское Херсонской области этнических шведов, спасая соотечественников от голода, который охватил тогда юг России.