Украина решила влиться в накрывшую Запад "зеленую струю"
Украина задумала стать экологическим донором Европы. Влиться, так сказать, в модную "зеленую струю", накрывшую Запад. Идея – поставлять в страны ЕС экологически чистое водородное топливо. При этом для транспортировки использовать газопровод, по которому сейчас в Европу идет российский газ. Но пока это все – планы.
Украина стремится принять участие в очередном европейском Крестовом походе, на этот раз под флагом декарбонизации энергетики. Европа намерена отказаться от использования углеродного топлива и диктует другим странам требование сделать то же самое. Ветер и солнце стабильной подачи электроэнергии, похоже, дать не могут. Решением всех проблем должен стать водород.
Однако Евросоюз не может обеспечить себя необходимым количеством водородного топлива сам, но готов инвестировать в его производство около 500 миллиардов евро. Украина не могла не откликнуться на призыв о помощи. Доставлять водород было решено по газопроводу "Братство", он же Brotherhood, он же Bruderschaft, он же – часть построенного еще в советские годы газопровода "Уренгой – Помары – Ужгород". Украинский участок – это свыше 37 тысяч километров магистральных газопроводов, компрессионные и газоизмерительные станции и еще 13 подземных хранилищ, функционирующих с 1983 года.
Как же Украина будет производить водород? Некая компания Н2 берется построить водородный завод у Днепровской ГЭС. Проект оценивается в сотни миллионов евро. Большую часть средств планируется получить от европейских инвесторов и кредитных организаций. Рассматривается вариант использования атомной энергетики для производства водорода, готовы использовать уголь. Вот только хватит ли на обогрев самой Украины?
"Сейчас водород на Украине фактически не производится, поэтому никакого уникального задела у страны нет, у них есть атомные станции. Они тоже могут производить водород, но проблема в том, что им эта энергия нужна самим – сейчас атомные станции полностью работают на внутренний рынок, там никакой лишней энергии для производства нет", – считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета Игорь Юшков.
По его мнению, нет никаких гарантий, что заказчика устроит любой водород. Самый желанный для Европы – так называемый "зеленый" – водород, произведенный посредством возобновляемых источников энергии. Украина активно внедряет в свою энергосистему ветрогенераторы и солнечные батареи. А западные инвесторы охотно спонсируют проекты в перспективных районах страны. Однако далеко не все мощности останутся Украине.
Украинский эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский полагает, что Германия готова выделять гранты на подобного рода проекты. Ключевое условие – зеленая электростанция должна работать исключительно для производства водорода. "Экономически проблема состоит в том, что полученный водород получается гораздо дороже, чем использование напрямую солнечной энергии или природного газа, электроэнергии, полученной на электростанции", — поясняет он.
Пока инвесторы готовы вкладываться в ветрогенераторы и поля солнечных батарей, пока срок службы установок не вышел, и вопрос их утилизации еще не актуален, Украина тестирует надежность газопровода для транспортировки водорода в Европу. Проведенные испытания показали – потребуется серьезная модернизация. При использовании природного газа все элементы обеспечивают герметичность, а водород эта система удержать не может, он улетучивается. Сварные швы, резьбовые и муфтовые соединения, места подключения датчиков, микротрещины – все это нужно будет укрепить, чтобы доставить "зеленое" топливо в Европу.
По разным оценкам, на обновление украинской газотранспортной системы потребуется миллиарды евро. Согласится ли европейский инвестор оплатить и это? И как скоро в страну потекут инвестиции?
"Основной вопрос – кто за это заплатит? Возобновляемые источники все равно дороже, чем традиционная энергетика, и за все по идее должен заплатить конечный потребитель", – предупреждает Игорь Юшков.
Планы грандиозные, но пока все на бумаге. Особенно странно наблюдать рвение украинских властей помочь Европе решить их экологические проблемы, в то время как за последние 25 лет на Украине заилились почти 100 рек, а загрязнение Днепра достигло катастрофического уровня.