Выставка "Полёт как мечта" открывается в Бахрушинском музее

31 марта 2021 09:36
Старинные театральные декорации, авангардная бумажная архитектура, полотна нонконформистов и подлинные кадры с борта МКС. И у авторов всех этих произведений одна цель — преодолеть земную гравитацию. А увидеть всё это можно на выставке "Полёт как мечта" в Бахрушинском музее.

Полет — это мечта. На протяжении всей истории человек стремился преодолеть гравитацию, оторваться от земли. И первым опытом стал прыжок — элемент в танце, в балете. На выставке — архивные фотографии, афиши с парящими балеринами из собрания Бахрушинского музея. Создавали атмосферу на сцене и технические спецэффекты — в конце XIX века в Большом театре их придумывал машинист-декоратор Карл Вальц.

Дмитрий Родионов, директор Бахрушинского музея: "В "Лебедином озере", премьера которого впервые состоялась в Большом театре, и оформлял эту первую постановку Карл Федорович Вальц, в финальной сцене, когда бушевала буря на озере, разрушался замок, стоящий на берегу этого озера, над поверхностью озера летала громадная сова. Это тоже был потрясающий эффект. А в других балетах у него часто летали птицы, пчелы".

Рвались ввысь во все времена и художники. Это серия работ Ильи Кабакова из личной коллекции куратора выставки Виталия Пацюкова — подарок художника. "Полетевший Комаров" — это комикс с выдуманным героем.

Виталий Пацюков, куратор: "Кабаков — художник, который всегда мечтал улететь. Во время путешествий своих по Крыму, по Черному морю, пытался улететь в небо. И часто свои проекты посвящал полету, улёту. Ему было тесно на земле очень".

Современные художники переосмысляют мечту о полёте, и говорят не только о собственных фантазиях, но и о грезах, например, самолета.

Дарья Коновалова-Инфанте, художник: "Моя серия "Тайная жизнь вещей", она про взаимоотношения предмета и тень. То есть тень в данном случае является неким альтер эго предмета. Его мечты, чаяния, надежды или желания, то, чем он может быть хотел бы быть. Поэтому ковер-самолет, возможно, вот такая вот интерпретация".

Сергей Катран предлагает не только рефлексировать о желаемом безвоздушном пространстве, но и заглянуть в сердце космических объектов, например, метеорита. "Когда его разрезали, то увидели там место для человека, то есть получается, что человек, пришел сюда на Землю из космоса", — рассказал художник.

Художники размышляют об отношениях человека и пространства, где пересекаются технические и романтические миры, в которых мечты могут сбыться или разбиться.