Отказ Кончаловского: мэтр кино не захотел мараться об ангажированную премию
"Сожалею, но ошибка экспертного совета лишила нас в этом году возможности объективной оценки кинематографа". Пост в Facebook (запрещена в РФ) Андрея Кончаловского, который сообщил, что не желает видеть свой фильм "Дорогие товарищи" – среди номинантов Национальной премии кинокритики и кинопрессы.
Можно подумать – странное решение. Награда "Белый слон" по отечественным меркам всё-таки считается достаточно престижной. Однако кино тут, по большому счёту, вообще ни при чём. Поскольку мэтру, как сам он пояснил, банально не захотелось соседствовать в списке претендентов с другими, так сказать, "режиссёрами".
А именно теми, кто при поддержке зарубежной разведки состряпал несколько видеороликов иностранного агента ФБК. В частности – про тот самый дом в Геленджике, у которого потом нашёлся хозяин. Такое вот творчество – с лёгкой руки всё тех же критиков – будет бороться за победу в категории "Событие года". То есть позиционируется как полноценная документалистика. Причём, якобы достойная профессионального признания.
В общем, учитывая обстоятельства, Кончаловского понять нетрудно: пишет, что "номинация политического акта" просто-напросто нивелирует ценность призов как таковую. И тем удивительнее, что сами организаторы премии упорно делают вид, будто они его не понимают.
Благодарен экспертному совету за высокую оценку картины, но "принял нелегкое для себя решение и прошу снять фильм "Дорогие товарищи!" с номинации на Национальную премию кинокритики и кинопрессы за 2020-й год". Это из открытого письма Андрея Кончаловского в фейсбуке (запрещена в РФ). Режиссер подчёркивает, что говорит "с сожалением". И объясняет причину своего решения.
"Мне грустно видеть, что в этом году номинантом Национальной премии кинокритики и кинопрессы в категории "Событие года" стал публицистический проект, который может рассматриваться как политический акт, но никак не может получать оценки по критериям киноискусства", – пишет Кончаловский.
Андрей Кончаловский имеет в виду проекты иноагента ФБК, которым некоторые эксперты "Белого слона" – так называется премия кинокритики – очень благоволят. При этом, несмотря на просьбу Кончаловского, они не будут снимать "Дорогих товарищей" с номинации "Лучший фильм".
"У нас в регламенте не предусмотрено снятие фильма с номинации. Отменять это голосование уже никакой возможности нет, это просто унизительно и глупо! А дело Андрея Сергеевича получать – не получать этого "Слона" – это его личное дело! Что касается аргументов, которые он привёл, они мне не кажутся убедительными – он упирал на то, что это политическое решение. Я могу сказать относительно себя, что это не политическое решение, потому что я и мои коллеги были просто глубоко впечатлены этими фильмами", – заявил Виктор Матизен, председатель экспертного совета кинопремии "Белый слон".
"Фильмами" – это очень громко сказано, считает режиссёр Карен Шахназаров. Он назвал поделки ФБК "спекуляцией".
"Это просто не кино, почему оно должно участвовать?! Я могу признать, что, может быть, появится какая-то талантливая картина, сделанная со взглядами политическими, которые я не разделяю. Но – кино! А это-то вообще не поймёшь чего, это просто спекуляция", – считает Карен Шахназаров, режиссёр.
"Белый слон" объявил о решении дать автору этой, как выражается Матизен, "публицистики" спецприз "Событие года" ещё в марте. Вот что сказал тогда режиссер и председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков: "Понимаете, кинокритик, он должен оценивать кино. Мне как-то неловко считать себя режиссером, если режиссер – Навальный. Он к кино не имеет отношения. Если вы даете приз за политику, ну, дорогие мои, вы так и говорите. А когда вы хотите дать программе Навального приз, как кинематографическому произведению, то вы ни хрена не кинокритики".
Виктор Матизен – персонаж своеобразный, рассказал нам Карен Шахназаров. Давно оседлал "Белого слона".
"Вот этот "Белый слон" выражает взгляды, прежде всего Матизена, а никого другого, на мой взгляд. Сам господин Матизен и определяет в основном – что, кому, чего давать. Ну Матизен не того масштаба фигура, чтобы определять это", – уверен Карен Шахназаров.
В экспертном совете "Белого слона" единодушия нет, говорит киновед Кирилл Разлогов. Из 54-х человек, на основе 21-го голоса было принято то самое решение о вручении спецприза "Событие года". В итоге от "Белого слона" отказалась Гильдия киноведов и кинокритиков.
"Гильдия отказалась от курирования этой премии и ответственности за неё. По-моему, это профанация этой премии! И в этом смысле Андрей Сергеевич прав, это лишает премию какого-либо художественного и культурного смысла. Очень многие снимали свои картины с премии "Белый слон" и так далее. Это право автора", – считает Кирилл Разлогов, программный директор Московского Международного кинофестиваля, киновед.
Выходит, Виктор Матизен это право игнорирует. Церемония вручения Премии кинокритики и кинопрессы будет 10 апреля. Вот только насколько справедливо тут вообще о кино говорить?