В Театре Моссовета представляют обновленный спектакль "Васса"

14 апреля 2021 19:56
Режиссёр отказался от трактовки пьесы Горького как тяжеловесной социальной драмы.

В Театре имени Моссовета – премьера. Сергей Виноградов представляет обновлённую версию спектакля "Васса". Режиссёр отказался от трактовки пьесы Горького как тяжеловесной социальной драмы. О новых подходах к классике – Ирина Разумовская.

"Васса" в Моссовете – название не новое. Это молодой, но уже прославленный спектакль, где главную роль с 2017 года играла Валентина Талызина. Теперь она передала её Нэлли Пшенной – заслуженной артистке России, которая в труппе театра с 69-го года. В связи с такой заменой режиссёр Сергей Виноградов решил, что пришло время несколько видоизменить и саму постановку.

"Захотелось чуть подкрутить. Мы играем "Вассу" как трагифарс, как трагикомедию, поэтому в зале много смеются и много плачут, поэтому столько музыки, поэтому мы пытаемся открыть Горького через призму Эмира Кустурицы, поэтому такого рода музыка и такого рода веселье идёт, хотя в основе – детектив", – отметил режиссер.

Живая инструментальная музыка сшивает и окрашивает здесь в яркие цвета эту горькую историю о распаде семьи. В текст Максима Горького органично вплели и стилизовали то под русские романсы, то под знаменитые оперные арии или цыганские песни тексты эпиграмм XIX-начала XX века от Бальмонта, Майкова и других русских поэтов.

Артисты Моссовета эту повышенную музыкальность обновленной постановки приняли "на ура":

"Для меня нет разницы. Для меня в основе здесь лежит чьё-то очень мудрое высказывание, что песня – это протяжная речь повышенной эмоциональности", – отметил заслуженный артист России Александр Бобровский.

А страсти в доме Вассы Железновой зашкаливают. В погоне за деньгами и наследством здесь травят, душат, предают и лгут. Железная и волевая глава семейства тщетно пытается спасти семейную лодку, которая идет на дно. Нелли Пшенная говорит, что предложение сыграть эту роль было для неё неожиданным.

"Конечно, я потихоньку её впускаю. Она, конечно, могучая дама. Мне кажется, я всё Дюймовочка. Утром проснусь, о, а оказывается, я Васса. Я даже уже на детях. Шугаю их. Они такие: Ты что, бабушка? Так что страдают и домашние", – заявила Пшенная.

Под стать "черной комедии", а именно так повернули здесь жанр "Вассы", лаконичные и железные декорации. Фарс и ироничная стилизация, которыми пронизана постановка, присутствуют и в костюмах с цветастыми, пышными юбками и бусами. А главный образ спектакля – этот алый моток шерсти, на котором то ли повесится, то ли повесят горничную Липочку.