Как проходит процесс реставрации древних книг в РГБ

28 апреля 2021 10:42
В Российской государственной библиотеке реставрируют печатные и рукописные издания XVI – XVIII веков. В Отделе редких книг РГБ более 16 тысяч экземпляров кириллической печати этого периода. Треть из них нуждается в реставрации. С подробностями – Анастасия Егорова.

Это Псалтирь 1780 года. Сейчас ее страницы отреставрированы. На процесс ушел год. Художник-реставратор сшивает тетради по древней технологии. Готовит книгу к переплету.

"Особенность в том, что шьется на внешних шнурах льняными нитями и потом делается кожаный переплет, крышки делаются из досок, обтягиваются кожей, делаются металлические замочки", – рассказала художник-реставратор Вера Демидова.

Переплетать Псалтирь будут так же, как и другую богослужебную книгу – "Октоих" – 1594 года. Она уже сшита на станке, сейчас плетут капталы из льняной нитки.

"Старинная техника, самый распространенный вид каптала, на пеньковом шнуре льняными нитями оплетается шнур и крепится к блоку", – добавила Вера Демидова.

Автор "Октоиха" – Андроник Невежа – ученик одного из первых русских книгопечатников Ивана Федорова. Книгу передал в фонды библиотеки в 70-е годы профессор и известный книговед Алексей Маркушевич. Обложка "Октоиха" из дуба, обтянутая кожей – еще готовится к реставрации. Как и буковые доски немецкого учебника по фехтованию начала XVII века.

Листы этих изданий – из так называемой тряпичной бумаги – ее получали, перемалывая тряпье, и из получившейся массы отливали листы. Первый этап реставрации – отмывание страниц. Их оставляют отмокать в воде около получаса – вода вымывает желтизну. Затем листы сушат и отправляют к реставраторам – восполняют утраты бумагой разной плотности.

"Шелковка – это японская бумага, которая практически прозрачная становится при подклейке разрывов, особенно в тех местах, где тексты какие-то, сложные рисунки. Чайная бумага – она немножечко поплотнее", – сообщила художник-реставратор Мария Лапинская.

К рукописным изданиям – подход еще более бережный. Чтобы чернила не вымывались, листы промакивают водой, смешанной со спиртом.

"Он немножко не дает чернилам войти в процесс разрушения, немножко укрепляет", – отметила художник-реставратор Наталия Омельчук.

Реставраторы говорят, в процессе важно не наводить лоск, а оставить следы бытования потомкам.