Роспотребнадзор завалили жалобами на продавцов машин

02 мая 2021 16:01 Вести-Москва
Покупатели автомобилей завалили Роспотребнадзор жалобами на автодилеров. Те, пытаясь продать машину подороже, указывают вначале одну цену, а в итоге заставляют клиента переплачивать, навязывая дополнительные услуги или меняя исходную комплектацию авто. Представители автоконцернов повлиять на это никак не могут.

Роспотребнадзор предлагает штрафовать автомобильных дилеров за обман покупателей. Речь о тех продавцах, которые накручивают цены на машины, навязывая клиентам неоговоренные допуслуги. В последнее время количество таких жалоб резко выросло, а вот рычагов воздействия, способных умерить финансовый аппетит автопродавцов, не так-то много.

Полиция пришла в автосалон на Балтийской улице. При покупке машин клиентам здесь навязывали дополнительные услуги и оборудование. Жалобы пострадавших исчислялись десятками.

Но это редкий случай. Обычно клиентам остается только жаловаться журналистам.

Григорий Попов внес аванс за машину, пришел в салон забирать, а ему говорят, что автомобиль подорожал на полмиллиона рублей. Выяснилось, что в автосалоне, не спросив клиента, установили защиту для двигателя, подогрев сидений и зеркал, причем по сильно завышенным ценам.

"Я не для того обратился к официальному дилеру, чтобы меня обманывали как потребителя!" – возмутился покупатель.

Бронислав говорит: его тоже обманули. Заказал семейный автомобиль, ждал полгода. Машину привезли, но потребовали еще миллион за дополнительную комплектацию.

"Единственное, что предложили – скидку за оформление, а также дополнительную скидку с процентов на КАСКО, которую, опять же, нужно было оформлять только у них, и там цена в любом случае завышена", – поделился мужчина.

Такое происходит почти в каждом салоне. Машины предлагают в базовой комплектации по низким ценам – они могут отличаться от рыночных на 300-500 тысяч рублей. Заключают договор, берут аванс, но после оплаты выбранную модель обещают отдать только в дорогой комплектации. Если покупатель отказывается, его выставляют за дверь без денег и машины.

"До потребителя доводится недостоверная информация о цене услуги, например, в рекламе либо при обращении потребителя по телефону в автосалон, – говорит заместитель начальника отдела Роспотребнадзора Наталья Павлюченко. – Делается это, понятно, в целях привлечения внимания потребителей к этому автосалону".

Клиентам навязывают страхование, сервисные работы. На официальном сайте эта машина стоит 840 тысяч рублей. Но чтобы ее купить у дилера, придется доплатить еще почти полмиллиона – за коврики, видеокамеру и сигнализацию.

"По сути, цена всего товара с работой – ну, 50, ну, даже если взять 100 тысяч… Они сто тысяч просто в карман кладут", – констатирует автоэксперт Дмитрий Золотов.

Менеджеры и не скрывают: чем больше продадут, тем больше заработают.

- Да, салоны зарабатывают на дополнительном оборудовании, – признается один из них.

- Без дополнительного оборудования продавать автомобиль не выгодно?

- Ну, для салона, конечно, это не выгодно, это очевидно.

Представительства иностранных автоконцернов уверяют, что повлиять на своих дилеров они никак не могут.

"Мы в курсе ситуации и разделяем обеспокоенность наших клиентов! – говорит управляющий директор компании-дистрибьютора. – Дилеры любого бренда, оперирующие на российском рынке, являются независимыми организациями. Дилеры продают автомобили, которые являются их собственностью, и они продают их на рыночных условиях".

По словам юристов, навязывание дополнительных услуг ущемляет права потребителей.

"Покупатель всегда может не согласиться, либо уже, к сожалению, если он, будучи невнимательным, потом осознал и понял, что ему навязали дополнительные услуги, – он вправе пойти и оспорить этот договор", – говорит адвокат Кира Корума.

Но судиться потом придется долгие месяцы, теряя много денег и сил. И не факт, что процесс закончится в пользу клиента. Поэтому покупателям советуют перед подписанием внимательно читать договоры.

"Нужно понимать, что, как правило, автосалоны заключают сначала предварительные договоры, и вот здесь важно не ошибиться: нужно обязательно смотреть, чтобы в договоре была четко прописана комплектация автомобиля и цена", – отмечает Корума.

Но автосалон может отказаться внести в текст договора окончательную стоимость машины, и в этом случае покупателю приходится идти на риск. В Роспотребнадзоре на этой неделе заявили, что буквально завалены жалобами недовольных клиентов и предлагают установить штраф для дилеров до 2 миллионов рублей. Тогда им действительно станет не выгодно навязывать дополнительные товары и услуги. Эти предложения сейчас анализируют в Министерстве юстиции.