Искусство видеть кинооператора Вадима Алисова
На 81-м году жизни не стало советского и российского классика, оператора Вадима Алисова. Именно через объектив его кинокамеры мы увидели любимые картины: "Вокзал для двоих", "Жестокий романс", "Забытая мелодия для флейты", "Дорогая Елена Сергеевна". В жизни Вадима Валентиновича было немало знаковых совпадений: родился в год начала войны, умер в День Победы. Его мать знаменитая актриса Нина Алисова сыграла в классической "Бесприданнице" режиссера Протазанова, а почти полвека спустя именно Вадиму Алисову Эльдар Рязанов доверил пластическую выразительность своей киноверсии Островского.
Его профессия, его призвание и его искусство опередили его рождение. Мама кинооператора Вадима Алисова Нина Алисова – актриса, сыгравшая в 1936 году в той самой первой "Бесприданнице". Она ступала в роли Ларисы на паратовские меха. Через 5 лет, перед самой войной, у нее родится сын, который впоследствии оператором-постановщиком, будет снимать "свою" "Бесприданницу" – рязановский "Жестокий романс", где сцена с мехами трансформируется в сцену с каретой, будут сильно критиковать в советской прессе, а мама – хвалить.
"Мама была в восторге. Мы сняли картину, она ее смотрела, плакала. Конечно, она не очень хорошо отзывалась о героине, похваливала, но очень осторожно, А все остальное ей очень нравилось", – вспоминал Вадим Алисов, народный артист России, кинооператор.
А еще Вадим Алисов будет работать с мамой на своей первой картине в 1977-м – "Транссибирский экспресс". Здесь мы смотрим на актрису Нину Алисову операторским глазом сына.
До этого Алисов работал ассистентом у оператора Владимира Нахабцева в "Зигзаге удачи", "Иронии судьбы, или С легким паром!", "Гараже". Эльдар Рязанов, можно сказать, приметил будущего мастера, который уже самостоятельно снимал "Вокзал для двоих".
"Вадим Алисов – наш славный оператор, с которым я работал не только на "Вокзале", но и на "Бедном гусаре" и на некоторых еще других фильмах. Это был прекрасный, добрый, лучезарный человек. Я не был близко с ним связан, но я всегда любил его. Любил его улыбку, его работу, потому что он был всегда беспрекословен. У него было свое видение мира, и это видение переходило на экран", – отметил Олег Басилашвили, народный артист СССР.
"Он всегда актерам какие-то советы давал. Там поправочки делал так, что бы Эльдар Рязанов этого не замечал, потому что он очень ревниво относился, когда кто-то влезал в режиссуру", – вспоминает Александр Панкратов-Черный, народный артист России.
"Работал он всегда очень легко, очень быстро, что тоже важно, и начинал злиться, если мы были не готовы к съемкам, а он уже готов. У меня все готово. Обычно дольше всех у операторов освещение занимает. У него очень быстро и хорошо получалось. Таких женских портретов, которые он делал в фильме "Зависть богов" Вере Валентиновне, в фильме "Москва слезам не верит" – это смешно, она черноглазая, шатенка, а она была блондинкой светлоглазой, но там не могли высветлить – а он сделал ей блистательный портрет и показал себя очень тонким художником", – рассказал Владимир Меньшов, народный артист РСФСР,
режиссер.
"Забытая мелодия для флейты" , "Дорогая Елена Сергеевна", "Моя морячка", "Шырли-мырли", "На Дерибасовской хорошая погода" – мы все видим эти фильмы так, как их сначала видел Вадим Алисов.