У судьи нашлось немало вопросов к обвинению Медведчука
Украинского народного депутата Виктора Медведчука на два месяца отправили под круглосуточный домашний арест. Меру пресечения лидеру "Оппозиционной платформы – За жизнь" избрали в киевском суде. Сторона обвинения требовала заключения в СИЗО, однако доказать необходимость такой меры не смогла. Что подтверждает: дело – политическое.
Арест или 300 миллионов гривен, то есть почти 11 миллионов долларов залога – избрать одну из этих мер пресечения потребовала генпрокуратура Украины в отношении Виктора Медведчука. А чтобы глава политсовета "Оппозиционной платформы – За жизнь" не смог эти деньги заплатить, его счета, счета его супруги и принадлежащих политику компаний еще в феврале заблокировали. Принести огромную сумму наличными тоже нельзя – из-за введенных против Медведчука санкций. Будто бы зная решение суда заранее, корреспондент принадлежащего Петру Порошенко телеканала спрашивает – готов ли Медведчук ехать в СИЗО и взял ли он с собой вещи.
- Вы знаете, если повезут, поеду.
- А тревожный чемоданчик?
- Вы не волнуйтесь, все будет нормально.
В Печерский суд Киева согнали столько силовиков, будто был повышенный риск побега, хотя Виктор Медведчук в последние дни много раз говорил: перед законом он чист и уезжать из страны не собирается.
Генпрокуратура обвиняет политика в госизмене и покушении на расхищение национальных ресурсов в Крыму. В том самом, где у жены президента Зеленского огромная квартира, а украинские олигархи продолжают вести бизнес. Обвинение зачитало полную общих фраз речь о бедах Украины за последние семь с лишним лет и о том, как Виктор Медведчук якобы дестабилизировал страну – создал организацию "Проминь", которая должна была вербовать заробитчан и студентов с Украины.
"Проект направлен на влияние на внутреннюю и внешнюю политику Украины, в том числе путем формирования сети агентов влияния в Российской Федерации. Реализация проекта будет способствовать формированию на Украине общественного мнения в поддержку интересов Российской Федерации, лоббирование российских политических, экономических и других проектов".
Группа депутатов Рады была готова взять коллегу под личное поручительство, но им отказали. Защита политика настаивала: законных оснований для ареста Медведчука нет. А вот со словами прокурора о том, что Виктор Медведчук не поддерживает действующую власть, народный депутат не стал спорить, напротив, согласился.
"Достаточно взять любой соцопрос за последние месяцы и посмотреть, как граждане отвечают на вопрос: "Правильным ли курсом движется страна?". От 75 до 84 процентов считают, что Украина движется в неправильном направлении, и именно наша политическая сила, которая является крупнейшей оппозиционной силой Украины и второй фракцией в парламенте, выступает против этого политического курса", – заявил Медведчук журналистам.
Тем временем у суда собрались украинские националисты. Требуя арестовать Медведчука, они попробовали прорваться в здание. Не смогли.
Если бы на Украине уголовные дела заводились не по звонку, как в случае с Медведчуком, за ведение бизнеса с россиянами могли бы судить, например, бывших президента и премьера. Ведь Порошенко и Яценюк через серые схемы контролируют "Карпатнефтехим" – завод до 2017 года был "дочкой" "Лукойла", и каждый год из Волгограда и Перми на предприятие поставляли тонны бензина. Еще можно было бы пригласить в суд аграрного олигарха Андрея Веревского. Его компания Kernel Group до 2020 года была совладельцем зернового терминала в порту "Тамань". Бизнес в Краснодарском крае не мешал Веревскому работать на Зеленского: в Верховной Раде предприниматель контролирует депутатскую группу "Доверие" и регулярно поставляет партии власти голоса, которых не хватает "Слуге народа".
"Власть думала, что Медведчук поступит точно так же, как наша властная элита. Как только возникали какие-то проблемы, моментально убегали из страны и ждали, пока там все решится. А вот видите, Медведчук пришел и смело сказал: я не боюсь", – комментирует происходящее украинский политолог Александр Потемкин.
У судьи после прений нашлось немало вопросов к обвинению. Почему выбрали именно такую сумму для залога? Почему нет доказательств по описанным эпизодам? Суд отказался отправлять Медведчука в СИЗО. Решение – домашний арест.
"Мы будем сейчас советоваться с адвокатами, принимать решение в отношении того, какими будут наши последующие действия. И в плане дальнейшего проведения всех следственных действий. То, что сделано было по надуманным причинам немотивированно и в нарушение законодательства, мы, конечно, будем опровергать", – говорит Медведчук.
Политика обязали сдать загранпаспорт, носить электронный браслет, круглые сутки он должен будет находиться дома. Но бросать работу в "Оппозиционной платформе – За жизнь" Виктор Медведчук не собирается.