Дорого стоят, но дешево содержать: плюсы и минусы электрокаров
Вместо заправочного пистолета – электрический кабель. Москвичка Светлана Крюкова пересела с обычной иномарки на электрокар год назад. Говорит, из экономии. И пусть шестилетний малыш обошелся в миллион рублей, зато в столице для него бесплатная парковка и зарядка, а еще нет транспортного налога.
"Плюс в том, что ты абсолютно уверен, что в автомобиле ничего не сломается, дорогих поломок не будет. Потому что нету двигателя", – говорит Светлана Крюкова.
Похоже, подобные аргументы убеждают многих россиян: с каждым годом продажи электромобилей растут почти вдвое. Сейчас в нашей стране их свыше 11 тысяч. Правда, большинство купленных машин – с пробегом. Эксперты уверены: спрос был бы еще выше, если бы не дороговизна зеленого транспорта.
"Те автомобили, которые люди могут себе позволить, это, наверное, больше до 3 миллионов рублей. Если мы говорим о хороших автомобилях, это ценовой диапазон 4-5 миллионов. Новые автомобили уходят в цене до 10-12 миллионов", – рассказал управляющий салоном по продаже электромобилей Андрей Долгов.
Конечно, позволить себе такую роскошь могут не все. Тем более когда новые машины на бензине и газе стоят от 700 тысяч рублей. Инженеры объясняют: все дело в тяговых аккумуляторах, цена которых занимает до половины стоимости электрокара.
Два аккумуляторных модуля как раз там, где раньше был двигатель внутреннего сгорания. Плюсы и минусы электротяги испытывают на этом экспериментальном образце инженеры Московского автодорожного университета. Говорят, после замены начинки иномарка стала в разы тише, резвее, но и дороже.
"Это материалы, которые применяются, дорогостоящие, это технологии производства. Такие материалы используются, как литий, кобальт, марганец, никель – то, что в совокупности выводит на высокую стоимость сегодняшние аккумуляторы", – объяснил дороговизну электрокаров доцент кафедры "Электротехника и электрооборудование" МАДИ Кирилл Сидоров.
А вот содержать электрокар, по мнению экспертов, куда выгоднее. К примеру, в столице при зарядке возле дома, в гараже или на даче у владельцев уходит от 15 до 40 тысяч рублей в год. В то же время, заправка газом может обойтись в 60 тысяч рублей, а бензином – в 100 и выше.
"Можно сказать, что расходы на топливо, то есть на зарядку, где-то в 2-3 раза ниже, чем у газовых автомобилей. И до 5-6 раз ниже, чем у автомобилей на бензине", – отметил руководитель направления "Экономика отраслей ТЭК" Центра стратегических разработок Александр Амирагян.
Конечно, все зависит от класса машин, расхода топлива и пробега. Вместе с тем даже самые оптимистичные подсчеты показывают: при всей экономии, окупиться новый электрокар способен лишь через десять, а то и пятнадцать лет. Настораживают водителей и другие моменты – например, малое количество зарядочных станций.
Впрочем, технологии не стоят на месте. Стоимость компонентов для аккумуляторов снижается с каждым годом, а модельный ряд электрокаров только растет. По прогнозам экспертов, уже через 6-8 лет экотранспорт вполне может стать дешевле машин с двигателем внутреннего сгорания. А значит, позволить себе его смогут даже самые экономные водители.