В Театре Наций представили спектакль "Левша"
Премьера в Театре Наций. Максим Диденко поставил спектакль "Левша". Получилась фантасмагорическая история по мотивам повести Николая Лескова. Яна Музыка расскажет подробнее.
Очень сложная конструкция – на сцене многоуровневое металлическое сооружение. Артисты в шутку называют этот объект скалодром.
Чтобы это собрать, нужно двадцать человек. Каждый раз перед спектаклем конструкция из плоских щитов особым образом накрывается.
Это главный элемент оформления сцены. Специально для этого спектакля изобрели особый материал. Монтаж этой монументальной конструкции занимает двое суток. Гора земли русской.
Воротить горы – физически очень тяжелая работа.
"Очень жесткая просто такая штука, с которой работают такие дядьки с такими бицепсами – у меня не очень получается. Это как такая скульптура, которая каждый раз перед спектаклем создается", – отметила художник-постановщик Мария Трегубова.
Мария Трегубова в данном случае – не просто художник спектакля, она автор визуальной концепции.
"То, чем я занимаюсь, это наверное можно назвать визуальной драматургией. Когда с помощью образов, а образы создаются декорациями,костюмами, деталями, реквизитом, идеями, мелкими, крупными, с помощью этих образов рассказывается история", – добавила Трегубова.
Историю про Левшу создатели этой постановки рассказывают на свой лад. Поставить Лескова режиссеру Максиму Диденко предложил худрук Театра Наций Евгений Миронов.
"Я на самом деле от Евгения Витальевича очень долго убегал, а он меня догонял с этим Левшой. Потому что мне казалось, этот текст каким-то таким, детским что ли. И только когда он меня догнал в конце-концов, я перечел эту повесть, я понял, насколько это поэтическое глубокое произведение, которое средствами языкотворчества исследует основы русского мироздания", – заметил режиссёр Максим Диденко.
Главный герой спектакля – монтировщик. Он левша. Жизнь его изменилась, когда однажды он выиграл билеты в театр.
Артисты произносят монологи, написанные драматургом Валерием Печейкиным. Само классическое произведение со сцены не звучит. Текст Лескова – титрами.
"Я думаю, что мой Левша очень отличается от того, что мы привыкли обычно, читая Лескова, представлять. Но, с другой стороны, на каком-то глобальном, на глубинном уровне мне кажется, что он абсолютно Левша", – рассказал актёр Евгений Стычкин.
Главную женскую роль в этом спектакле исполняет Диана Вишнева. Стальная блоха тут больше похожа на фарфоровую куколку. Вначале эта заграничная штучка смотрит на всех свысока и демонстрирует чудеса техники, на которые способна.
"И Левша ее оживляет. С одной стороны, он ее подковывает, но он вселяет в нее Душу. И она становится русской женщиной, русской бабой. Со своей горечью, печалью, страданием. И в то же время как русская женщина все она на себя это принимает и делает это органично", – пояснила народная артистка России Диана Вишнева.
По словам режиссера этот спектакль – исследование нашего национального бессознательного.
"Наверное, я стал немножко больше понимать, что такое любовь к Родине. И что любовь к Родине это не любовь к государству, а любовь к людям и к земле. И к языку, к культуре", – пояснил режиссёр Максим Диденко.