В музее Андрея Рублева – выставка русской религиозной гравюры
Религиозная гравюра перед выпуском в тираж обязательно проходила церковную цензуру. Цензорами были профессора Духовных Академий, церковные иерархи, люди образованные, обладающие эстетическим вкусом.
"Если светская цензура – по политическим причинам, по идеологическим – требовала запретить то, убрать это, не пропустить что-то, то духовная цензура этого не делала – она несла ту просветительскую роль, которую должен нести пастор", – рассказал куратор выставки, профессор Московской Духовной Академии Олег Хромов.
В так называемых народных картинках зачастую просто исправляли орфографические ошибки. Но главным для цензора было – соответствие изображения Священному Писанию.
Религиозная гравюра была интересна разным слоям общества. Такие картинки –и в дворянских усадьбах, и у городских мещан, и в крестьянских избах. В XVII веке это могло быть аллегорическое изображение, повествующее о страстях Христовых. Или копия листа из Библии Пискатора. В XVIII веке происходит разделение на академическую и народную гравюру. В народных в основном обращаются к иконам, используют лубочный стиль.
"Например, в одной народной картинке есть такое исправление: лица ангелов надо исправить, потому что они очень похожи на крестьянских мальчиков –слишком грубые", – отметил Олег Хромов.
Академические гравюры – авторские работы мастеров Афанасьева, Зубова, Трухменского. Один из шедевров – "Святой апостол Андрей", выдающегося гравера Ивана Берсенева написана по работе живописца Антона Лосенко.
"Она блестяща по технике, по исполнению, в то же время она в духе своего времени – в таком же стиле работал Париж, в таком же стиле работала Европа. Это то общее направление, которое существовало во всем мире", – заявил Олег Хромов.
Во многих монастырях печатали гравюры собственного производства или заказывали в Москве и Петербурге. Это были сувениры для паломников. Виды Соловецкого монастыря или Оптиной пустыни тогда можно было увезти с собой.