"Лев Иванович Киль. Профессия – военный, призвание – художник" – новая выставка в столице

27 мая 2021 10:22
Выставка работ акварелиста, генерал-майора, участника наполеоновских войн открылась в Государственном музее Пушкина в Москве.

"Лев Иванович Киль. Профессия – военный, призвание – художник". Выставка работ акварелиста, генерал-майора, участника наполеоновских войн открылась в Государственном музее Пушкина в Москве. Василий Алексеенко подробнее.

Звезда Льва Ивановича Киля взошла в 1812 году. С началом Отечественной войны молодой курляндский дворянин оставил занятия в Дрезденской академии художеств и присоединился к армии, в которой дослужился до генеральских чинов. Военная тема прославила его и как художника. Гравюрный цикл "Мундиры Российской армии", заказанный императором Александром Первым сразу после заграничного похода 1814-го года, до сих пор используется военными историками как источник. В новой экспозиции впервые собраны все 73 офорта.

"Это большая радость для всех, кто интересуется периодом войны 1812 года и вообще историей русской армии, потому что все об этой серии слышали, но никто никогда не видел ее целиком. И вот впервые, благодаря огромному труду, который проделан в течение 30 лет Александром Михайловичем Вальковичем, мы получили возможность собрать все вместе, воедино, и показать всю эту серию во всем её великолепии", – отметил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский.

Не чурался художник и других тем, подчас легкомысленных. Таково, к примеру, изображение ножки балерины Марии Тальони с поэтическим автографом Петра Вяземского.

"Современники были поражены, потому что это был совершенно другой уровень – она была воздушной, парила, поэтому ножка парит именно в небесах. Поэтом он выделил именно главную ножку, именно на пуантах, выражая восхищение её грациозностью, воздушностью исполняемого ею танца", – объяснил автор проекта, военный историк, президент Международной военно-исторической ассоциации Александр Валькович.

Талантливого и исполнительного офицера быстро заметили при дворе. Лев Иванович служил адъютантом цесаревича Константина, после – состоял в свите императора Николая Первого. На портретах Киля члены царской фамилии изображены без прикрас, по-семейному.

"Благодаря близости к представителю августейшей фамилии он мог именно в бытовой обстановке, непарадной, делать портреты. В этом-то и ценность и камерность – где он был свой, настоящий, не насупленный, грозный военачальник, царский брат, а добрый, гостеприимный хозяин", – заявил Валькович.

Это первая ретроспективная выставка Льва Киля. В экспозиции – свыше 250 предметов из собраний более чем двадцати музеев и хранилищ. Многие экспонаты выставляются впервые.

"Нам удалось собрать, привлечь коллекции таких крупнейших музеев, как Русский музей, государственные музеи-заповедники Павловск, Петергоф, Всероссийский музей Пушкина, Пушкинский дом, Исторический музей и многих-многих других собраний. Это на самом деле просто во всех отношениях уникально", – объяснил директор Государственного музея А. С. Пушкина Евгений Богатырев.

В конце жизни искусство и служба Льва Киля окончательно соединились: его назначили начальником над русскими художниками в Риме.