Выставка "История России глазами художников" открылась в Новой Третьяковке
От крещения Руси до Первой мировой войны. На полотнах выдающихся русских живописцев разворачивается грандиозная картина русской истории. Переходя из зала в зал, зрители поочередно оказываются то в царских палатах и присутствуют при выборе невесты Алексеем Михайловичем, то во время уединенной молитвы Александра Невского, то спустя много веков в разоренном Наполеоновской армией храме.
Татьяна Карпова, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи": "Это не иллюстрация русской истории. Это интерпретация русской истории художниками. Выставка эта не только художественная, она историко-культурная. И это нужно тоже понимать и так к ней относиться".
Картины собраны из 37 музейных и 3 частных коллекций и отражают, с одной стороны, развитие жанра исторической картины, с другой, знакомят с малоизвестными и совсем неизвестными произведениями. Вот лишь некоторые из полотен, на которые обращают внимание кураторы выставки.
Светлана Усачёва, куратор выставки: "Картина Петра Геллера, художника конца XIX века под названием "Иван Грозный и юродивый Николай Салос". Грозный пришел наказать псковитян вслед за новгородцами, зашел в местный храм, где увидел всеми почитаемого местного юродивого, потом причисленного к лику святых, и тот ему протянул кусок сырого мяса. Грозный отказался (пост), на что получил ответ — питаешься человечиной.
Из эпохи Ивана Грозного мы переносимся в XVIII столетие. Картина Валерия Якоби, художника-передвижника. Основание Академии художеств. Художник пишет событие, которое произошло в здании, которого еще не существовало, среди картин, которые еще не были написаны. Но предельно исторична. Здесь присутствует императрица Екатерина II, которая присвоила Академии художеств статус императорской.
А сейчас мы с вами находимся в эпохе, которую мы знаем как Смутное время. Минин и Пожарский. Слева — Дионисий Радонежский, который призывал своими прокламациями первое и второе ополчение. И, конечно, Иван Сусанин. Триптих уникальный. Скотти писал его на волне вдохновения вот этими событиями после войны 1812 года".
А открывает выставку зал, посвященный Александру Невскому. Здесь и образ мужественного русского витязя, созданный Павлом Кориным, и редко встречающиеся изображения Александра Невского в образе монаха — перед смертью князь принял постриг. Есть в экспозиции и работа современного художника — это Ледовое побоище.
Иван Есин, управляющий директор Фонда гуманитарных проектов, директор исторического парка "Россия — моя история": "За моей спиной сейчас находится панорама, которая принадлежит современному нашему художнику Евгению Емильянову. Эта панорама должна встать на постоянное время в музей Ледового побоища, который планируется к возведению в Псковской области".
Специально для выставки в Новую Третьяковку доставили ценные раритеты: довмонтов меч и княжеский городецкий шлем, которые дополняют тот образ, который возникает в сознании при соприкосновении с русской историей.