"История России глазами художников" – новая выставка в столице
Накануне, в День России, много событий, что естественно, было связано с праздничной датой и с историей России, в их числе – выставка в Государственной Третьяковской Галерее "История России глазами художников" – выставка, которую посетили глава государства и предстоятель русской православной церкви.
Владимиру Путину и Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу её представили Митрополит Тихон и генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Выставка готовилась больше полутора лет, она посвящена исторической картине в русской живописи конца XVIII – начала XX веков. Среди авторов – Илья Репин, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Константин Маковский, Василий Верещагин – мастера, отразившие в своих работах представления о далеком и недавнем прошлом страны, характерные для своего времени. Центральным произведением экспозиции был выбран легендарный триптих Павла Корина "Александр Невский". Президент уделил внимание и другой выставке, которая одновременно проходит в Новой Третьяковке "Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии". Она объединяет работы крупнейших российских и немецких художников в первой четверти XIX века.
Выставка "История России глазами художников" в здании Новой Третьяковской галереи посвящена 800-летию со дня рождения Александра Невского, князя новгородского, киевского и владимирского. Первое, что видит публика – это произведения, главный герой которых – князь и полководец, а именно картины Павла Корина. Но великий князь – далеко не единственный персонаж этой выставки. В экспозиции – произведения мастеров нескольких эпох. Работы первых воспитанников Императорской Академии художеств, и тех, кто входил в "Товарищество передвижных художественных выставок", и многих других. Репортаж Яны Музыки.
Открывает выставку произведение середины XX века – образ, ставший символом. Александр Невский Павла Корина олицетворяет идею служения Отечеству.
"Актуальным снова образ Невского стал, конечно, во время Великой Отечественной войны. Поэтому Корин в данном случае воплощал те представления о герое, герое русской истории, которые вызывают чувство патриотизма, готовности к самопожертвованию, вообще ведь Невский олицетворяет идею не просто преданности, а выбора русского человека в тяжелую минуту", – отметила \главный специалист отдела живописи XVIII – XIX веков Гос.Третьяковской галереи, куратор выставки Светлана Усачева.
На выставке представлены уникальные артефакты. Довмонтов меч и княжеский городецкий шлем. Между подлинными памятниками эпохи Невского и произведениями, созданными художниками, возникает диалог.
"Русские художники всегда, во все времена, те, которые занимались исторической картиной, они непременно были своего рода историками-археологами. То есть они обязательно пользовались и смотрели, видели, рисовали, писали настоящие исторические костюмы, вооружение, то есть вот с этой точки зрения это полностью достоверный образ", – заметила Усачева.
Рядом – редкие изображения Александра Невского в иконописи и в живописи. Перед смертью Невский принял монашеский чин. Икона из Псково-Изборского музея-заповедника, где Невский изображен среди других святых. Еще одно уникальное произведение – так называемая парсуна кисти неизвестного художника из Челябинского художественного музея. Это полотно прежде не покидало музейные фонды и никогда не выставлялось в Москве.
"А вот неизвестный художник начала XVIII века представил Невского как одновременно древнерусского князя в княжеских одеждах и вместе с тем как воина, не случайно он так решительно держит перед собой меч, который является одним из главных атрибутов этого князя, святого, защитника русской земли". – пояснила Усачева.
Каждый зал посвящен определенному периоду истории. Так что рядом полотна разных эпох, разных стилей, объединенных одной темой. Тут история нашей страны от первых Рюриковичей до первой мировой войны. Святослав в образе античного героя – так были принято писать в эпоху барокко. Конец XIX века – Возрождение русского религиозного искусства, влияние эстетики модерна. На выставке – картоны Виктора Васнецова, посвященные крещению Руси, подготовительные работы для росписи Владимирского собора в Киеве.
"К этой работе художники относились как своего рода высокому служению и старались создать какой-то новый язык храмовых росписей в сочетании, на стыке таких древних традиций, византийского искусства и искусства XIX столетия", – заметила заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Карпова.
Древняя Русь, затем Московское царство. Художников интересовала личность Ивана Грозного. В центре внимания – сам характер.
"Картина Петра Геллера, художника конца XIX века под названием "Иван Грозный и юродивый Николай Салос". Грозный пришел наказать псковитян вслед за новгородцами, зашел в местный храм, где увидел всеми почитаемого местного юродивого. потом причисленного к лику святых, и тот ему протянул кусок сырого мяса. Грозный отказался, на что получил ответ, мол, питаешься человечиной", – добавила Усачева.
Допетровская эпоха очень интересовала художников рубежа XIX-XX веков. И ученые, и художники увлечены стариной: цветущая узорчатая Русь до радикальных преобразований. В своей работе живописцы опирались на историческую науку своего времени, прекрасно знали бытовые реалии.
"Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем". В работе над картиной Григорий Седов опирался на труд Сергея Соловьева "Историю Государства Российского". Образ юного самодержца соответствует описаниям его внешности и характера.
Никто не знает, как выглядели Сусанин, Минин и Пожарский. Но благодаря триптиху Михаила Скотти, посвященного событиям смутного времени, в национальном сознании есть конкретные образы. Подача – эмоциональная, пафосная. Такова романтическая традиция – герой, полный воодушевления. Сейчас все части триптиха находятся в разных собраниях , увидеть их вместе особо ценно. Фигура Петра I иллюстрация поэтических строк Пушкина. Пышный век Екатерины – бравурная многофигурная композиция в духе барокко. Своего рода живописная Ода императрице.
"Некоторые костюмы вполне могли существовать в это время в XVIII веке, а некоторые костюмы представляют собой такую вот фантазию, которая позволяет героизировать эту всю ситуацию победы императрицы над мусульманами", – рассказала Карпова.
Самый большой раздел выставки – военная история России. На полотнах события от конца XVIII века столетия до начала XX века. Завершают экспозицию Первая мировая война. Картины 1917-го года "С медсестрой в атаку". Римма Иванова – медсестра из Ставрополя, добровольцем ушла на фронт, однажды сама повела свой отряд в атаку, скончалась на руках своих товарищей. О ее подвиге Репин узнал из газет и создал картину. Художники писали об актуальных для них событиях, которые быстро становились историей.