У Израиля новый премьер, но политический кризис не преодолен
Владимир Путин направил поздравительную телеграмму вступившему в должность премьер-министра Израиля Нафтали Беннету. Президент выразил уверенность в том, что деятельность нового главы правительства будет способствовать развитию двустороннего сотрудничества и укреплению стабильности на Ближнем Востоке. Как новому премьеру удалось сколотить коалицию и отправить в оппозицию политического тяжеловеса Беньямина Нетаньяху?
Нафтали Беннет шел к трибуне Кнессета в качестве уже утвержденного минимальным большинством премьер-министра, видимо, еще не веря до конца в свою фортуну. На прошлых выборах его крайне правый блок не преодолел однопроцентного барьера. В этот раз он привел в Кнессет 7 депутатов от своей партии "Ямина", чье название так и переводится на русский – "Правые". Коалиционная система формирования кабинета министров и удачное стечение обстоятельств вдруг сделали его человеком номер один в израильской политике.
49-летний политик, майор запаса, бывший боец элитного армейского спецназа, успешный бизнесмен, он уже назначался и министром обороны, и министром просвещения. Его правая националистическая партия исповедует принципы религиозного сионизма. Но его официальный титул – "сменный премьер-министр". По коалиционному соглашению через два года Беннет должен уступить высокий пост Яиру Лапиду, главе центристской партии "Еш Атид". А пока Лапид, чьими усилиями и был создан блок, лишивший Нетаньягу полномочий, будет министром иностранных дел. Так что вопрос о преемственности политики в отношении России было резонно задать именно ему.
"Для государства Израиль очень важно быть в хороших отношениях с Россией, и они продолжатся. У нас есть общие интересы. Интерес сохранять спокойствие в Сирии, а у России есть сильное присутствие в этой стране. У нас экономические отношения. У нас более миллиона русскоязычных граждан. Да и в Израиле каждый культурный человек вырос на Толстом и Достоевском. Наши отношения всегда будут хорошими, и это не связано с человеческим фактором. Я очень уважаю политику Путина на Ближнем Востоке", – подчеркнул Лапид.
Правительство Беннета – Лапида опирается на минимальное парламентское большинство в 61 мандат. Его создавали из, казалось бы, несовместимых партий и движений. Министром юстиции стал крайне правый Гидеон Саар, портфель министра финансов получил правый Авигдор Либерман, зато оборонным ведомством будет руководить умеренный Бени Ганц, а ключевое в условиях пандемии кресло главы Минздрава занял Ницан Горовиц, глава левой партии "Мерец", выступающей за скорейший мир с Палестиной.
Новому кабинету предрекают скорый распад. Любые разногласия, выход любой, даже самой маленькой партии из коалиции приведут к кризису и внеочередным выборам, тем более что Биньямин Нетаньяху не собирается мириться с поражением.
60 депутатов Кнессета поддержали новое правительство, 59 высказались против. Политическое разделение вышло за стены парламента. Израильское общество тоже расколото на непримиримые лагеря.
"С новым правительством не будет больше правых и левых, евреев и арабов, религиозных и атеистов. Мы теперь – один народ. И мы построим страны на любви, а не на ненависти", – говорит один израильтян.
Новое правительство Израиля нельзя назвать стабильным. Однако впервые в истории страны оно объединило практически все политические силы и лагеря, включая даже арабскую исламистскую партию РААМ. В этом его сила и в этом слабость.
Приведение к присяге нового кабинета министров не решает глобальной проблемы. Политический кризис не преодолен. Система, созданная еще Бен-Гурионом более семидесяти лет назад, перестает работать. На смену крупным "идеологическим" партиям приходят небольшие вождистские политические организации. А значит, политическое будущее Израиля непредсказуемо.