Путин ответил журналисту NBC цитатой из Ильфа и Петрова
Россия в последние годы не видела со стороны Соединенных Штатов предсказуемости и стабильности, которые крайне важны в международных делах. При этом в ходе предстоящего саммита в Женеве Москва будет исходить из необходимости находить компромиссы, устраивающие обе стороны. Об этом Владимир Путин заявил в интервью, которое он дал американскому телеканалу NBC в преддверии переговоров с президентом США Джо Байденом. До встречи остается меньше двух дней, и российский президент рассказал о том, чего он ждет от нее, а также прокомментировал целый ряд политических вопросов, в том числе не самых приятных для Вашингтона.
Меньше двух суток остается до саммита Путин – Байден, и лидеров только и спрашивают, что об этих переговорах. Как вообще удалось о них договориться и чего ждать?
- Президент Байден запросил эту встречу, он не выдвигал никаких предварительных условий. Это вас не удивило?
- Нет. У нас отношения двусторонние деградировали до самой низкой планки за последние годы, а все-таки есть вопросы, которые требуют сверки часов, определения каких-то позиций взаимных. На самом деле мы, несмотря на такую, казалось бы, жесткую риторику, ожидали таких предложений, потому что внутриполитическая повестка в Штатах не давала нам возможности восстанавливать отношения на каком-то приемлемом уровне. Это должно было состояться рано или поздно, – отметил Владимир Путин.
Внутриполитическая повестка тут же проявилась в самих вопросах, ведь NBC – канал американский и работает на местную аудиторию. Журналист перечислял случаи хакерских атак, которые огульно приписывают России различные ведомства США. Путин на это ответил цитатой из сатирического романа Ильфа и Петрова "Золотой теленок", когда Паниковский постоянно жаловался что уже стар, беден и его не любят девушки. "На такие бездоказательные обвинения я могу вам ответить: можете жаловаться в Международную лигу сексуальных реформ. Вас это устроит? – сказал глава российского государства. – Но это же просто разговор ни о чем. Хотя бы что-нибудь положите на стол, чтобы мы могли посмотреть и как-то на это отреагировать. Но ведь ничего этого нет. Насколько мне известно, одна из последних атак была на трубопроводную систему США. Теперь какая-то кибератака на мясокомбинат. Потом – на крашеные яйца, скажут, атака совершена, понимаете? Это просто превращается в какой-то бесконечный фарс. Вы сказали: много-много доказательств. Но ни одного опять не привели. Это же разговор в пустоту, в пользу бедных совсем. О чем мы говорим?"
Президент напомнил, что еще во времена Обамы Москва предложила Вашингтону договориться о сотрудничестве в киберпространстве. Но шли месяцы, демократы проиграли выборы, пришел Трамп, но при нем США с Россией тему обсуждать не хотели. И вот – Байден.
- Президента Байдена интересует стабильность и предсказуемость, а вас?
- Это самая главная ценность в международных делах. Мы со стороны наших американских партнеров как раз этого и не видели в предыдущие годы. Все время говорили о том, что войска в Афганистане будут оставаться. Потом раз – войска из Афганистана выводятся. Это что, стабильность, предсказуемость? Или в Сирии. Что здесь стабильного и предсказуемого? Я спрашивал у своих коллег американских: вот вы хотите, чтобы Асад ушел, а кто на его место придет, что будет дальше? Ответ странный: не знаю. Ну, если не знаешь, что будет дальше, зачем менять то, что есть? Ведь это может быть вторая Ливия или второй Афганистан. Мы этого хотим? Нет, – почеркнул Путин.
Многое из того, что говорил президент о США, американские зрители наверняка услышат в эфире впервые. Впрочем, и в этот раз пробиться было непросто, когда речь зашла о законе об иностранных агентах.
Невмешательство в свои внутренние дела – то, что постулирует США для себя, но вот других это вроде и не касается. Отвечая на вопрос о лайнере Ryanair, посаженном в Белоруссии, Путин напомнил, как по приказу из Вашингтона в Вене приземлили самолет президента Боливии: "Борт номер один президента. Принудительно приказали сесть. Президента вывели из самолета, обыскали самолет, и вы об этом даже не вспоминаете! Вы считаете, это нормально?"
- Но это совершенно другой пример. Господин президент, мы сейчас говорим о коммерческом рейсе.
- Другой, да, только он просто хуже в десять раз, чем то, что было сделано, если что-то было сделано в Белоруссии. И вы не хотите это просто признавать, пропускаете мимо ушей и хотите, чтобы миллионы людей во всем мире этого не замечали или забыли назавтра. Не получится.
Особенно короткая память у западных политиков, когда речь заходит о расширении НАТО. И о предупреждениях Москвы и многих международных экспертов, что это приведет не к большей безопасности, а к военному напряжению в Европе, которое на наших глазах и происходит.
- В период Советского Союза еще Горбачеву, он, слава Богу, жив-здоров, спросите у него, но все-таки было обещано, что не будет расширения НАТО на Восток. Ну, и где эти обещания? Две волны расширения, – отметил Путин
- Где написано, где было закреплено это обещание?
- Вы молодец! Правильно, обманули дурачка на четыре кулачка ‒ у нас так в народе говорят. Надо все закреплять на бумаге. Но зачем надо было расширять НАТО на Восток, приближая инфраструктуру к нашим границам? И вы говорите, что это мы ведем себя агрессивно. С какой стати?
Часть затронутых в интервью вопросов Путин и Байден, возможно, обсудят с глазу на глаз. И все только выиграют, если хотя бы по некоторым сторонам удастся договориться.