В музее "Новый Иерусалим" открылась выставка работ Константина Горбатова
В историю дореволюционного искусства Константин Горбатов вошел как "певец русской старины". Тема провинции прошла через все творчество художника красной нитью — от ученических этюдов до последних работ 40-х годов ХХ века.
Людмила Денисова, куратор, руководитель художественного отдела музея "Новый Иерусалим": "Архитектурный пейзаж — это одна из черт, по которым Горбатова легко узнать. Неслучайно он прежде, чем учиться на живописном отделении Академии художеств, сначала поучился на архитектурном отделении. Псков, Новгород — тут можно увидеть разные сюжеты: Великий Устюг, Троице-Сергиева Лавра — это все вообще главные темы творчества художника".
В экспозиции — 103 работы из нескольких музеев и частных коллекций. В трех залах выставлены знаменитые картины мастера — например, пейзажи, написанные на Капри. А также полотна в нетипичных для художника жанрах — портрет и натюрморт.
"Здесь сама палитра, само сочетание абстрактного фона и совершенно почти иллюзорного изображения этого стеклянного бокала, прекрасного букета, вот это сочетание — оно, конечно, создает в общем-то волшебное впечатление... Вот этот фон, такой немножко кричащий, красный может там напомнить и о фовизме даже", — отметила Людмила Денисова.
В манере Горбатова соединились постимпрессионизм и академическая традиция. Эксперты отмечают особую красочность и декоративность его пейзажей. Сам художник говорил: "Живопись прекрасна тогда, когда она передает жизнь не такой, как она есть, а какой она могла бы быть". Это романтическое мировосприятие нашло отклик и за рубежом. Картины Горбатова пользовались популярностью и в Германии, где мастер поселился, навсегда покинув Россию в 1922-м году.
Михаил Суслов, вице-президент Международной конфедерации коллекционеров, Антикваров и арт-дилеров (МККААД): "Его вот эта любовь к России, вот эти там церквушки, Грабарь его за это ругал, говорил: "Много церквей очень, много этих теремков чересчур". Но тем не менее покупали его немецкие бюргеры, которым это очень нравилось".
После прихода Гитлера к власти спрос на полотна "неблагонадежного" русского художника сразу сошел на нет. Но Горбатов продолжал писать свою Россию по памяти. Эта картина называется "Ростов Великий". Она написана в Берлине в 1943-м году.