Легендарный вертолет Ми-8 отмечает 60-летний юбилей
Первый опытный полет самого знаменитого русского вертолета Ми-8 60 лет назад стал настоящим технологическим прорывом. По высотности, дальности и грузоподъёмности он на порядок превосходил своих предшественников.
"Был создан целый ряд производств, в том числе производство цельнометаллических лопастей, до этого лопасти были деревянными. Это была совершенно новая технология", – вспоминает Антон Бушуев, главный инженер АО КВЗ холдинга "Вертолеты России" ГК Ростех.
"До производства Ми-8, вертолеты Ми-1 и Ми-4 оснащались двигателями внутреннего сгорания, поршневыми двигателями, которые развивали небольшую мощность для вертолетов", – отмечает Валерий Соломахин, заведующий музеем трудовой славы АО КВЗ холдинга "Вертолеты России" ГК Ростех.
Его ждали, как ангела-хранителя солдаты во время войны в Афганистане. Вертушка вывозила раненых, доставляла боеприпасы, прикрывала огнем. Легендарная "восьмерка" – ударная сила при ликвидации Чернобыльской аварии. Этот вертолет мог быть грузовым и пассажирским, десантным и транспортным, санитарным и штурмовым.
"Золотое сечение в вертолетостроении. Уникальная конструкция. М.Л. Миль удачно принял решение о соотношениях габаритов вертолета, грузовой кабины, компоновки агрегатов. Это позволило разработать вертолет, который до сих пор остается востребованным заказчиками, его возможности не исчерпаны", – считает Алексей Белых, управляющий директор АО КВЗ холдинга "Вертолеты России" ГК Ростех.
Возможность модернизации по увеличению мощности двигателей, изменений в фюзеляже были заложены ещё при проектировании. За годы производства на предприятиях госкорпорации Ростех создано более 120 модификаций вертолета.
Легендарный Ми-8 – самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. За 60 лет выпущено более 12 тысяч бортов различных модификаций. Машина до сих пор в серийном производстве. От прежнего остался лишь внешний вид, название и надежность.
Пилоты его часто сравнивают с автоматом Калашникова. Простой, надежный и безотказный.
"Неприхотливая машина, в управлении очень легкая. Вертолет безангарного хранения, может выполнять полеты в любых условиях", – отмечает Владислав Перепелкин, старший летчик-испытатель АО КВЗ холдинга "Вертолеты России" ГК Ростех.
Специалисты Ростеха на заводах в Казани и Улан-Удэ сейчас строят новейшие версии Ми8, способные работать в труднодоступной местности, в горах и при экстремальных погодных условиях. Винтокрылую машину поставляют в 90 стран мира.