Кризис и эпидемии: Силуанов призвал готовиться к глобальным вызовам
Россия, как и все страны в мире, впервые столкнулась с новым видом кризиса в 2020 году из-за пандемии – границы закрыты, транспорт, компании не работали из-за страха перед вирусом. Правительства оказали беспрецедентную финансовую помощь населению и бизнесу. Но России необходимо провести донастройку бюджетной политики для новых вызовов – очередного кризиса и эпидемий, которые парализуют мировую экономику. Об этом министр финансов Антон Силуанов написал в статье "Повышение потенциала российской экономики в условиях глобальных посткризисных изменений".
Россия, как и остальные страны, увеличивала долг через размещение гособлигаций для повышения расходов по программе господдержки. Поэтому, в первую очередь необходимо сохранить невысокий госдолг России для возможно новых мер господдержки "в кризисные периоды".
"Это препятствует появлению нового витка кризиса (как это было в странах Южной Европы после Великой рецессии 2008–2009 гг.) и формирует благоприятные инвестиционные ожидания", – подчеркнул Силуанов.
Он призывает постепенно сокращать господдержку, которую правительство предоставило в 2020 году населению и бизнесу. Силуанов назвал важным создание пространства для маневра, "открывающего возможности формирования комфортного налогового режима и бюджетной поддержки для гармоничного развития страны" при нестабильных условиях мировой экономики. Необходимо повышать доступность и качество образования, медицинских услуг, развивать альтернативные источники энергии, улучшать инвестиционный и налоговый климат. Рост экономики приведет к росту доходов населения и поможет достижению национальных целей развития страны.
Среди необратимых изменений глава Минфина назвал:
- Антиглобализация. Из-за закрытия границ и приостановки международной торговли во время пандемии многие страны переосмыслили значение международных цепочек поставок, начали снижать эту зависимость. Первым делом в странах началось собственное производство товаров первой необходимости. Усилилась неравномерность восстановления деловой активности между странами – новые или сохраняющиеся ограничения нарушают международные экономические связи.
- Нестабильность нефтяного рынка. Необходимо снижать зависимость экономики от сырья. Цена нефти, газа и других нефтепродуктов упала в 7-10 раз во время начала пандемии, усилив мировой кризис и панику. Это может повториться.
- Переход экономик к альтернативным источникам энергии. Страны ускорили введение новых требований к выбросам промышленности, облагая экологическим налогом импортные товары.
- Выросла зависимость стран от эпидемий. Неопределенность сроков завершения пандемии COVID-19 затягивает восстановление глобальной экономики: полное снятие всех ограничений в странах возможно при вакцинации 60–70% взрослого населения, но "даже высокий уровень вакцинации не всегда обеспечивает возможность открытия экономик".
- Усиление неравентства. Ряд стран не могут справиться с огромными потерями. По оценкам МВФ, к концу 2022 года общие доходы на душу населения в развитых странах окажутся на 13% ниже докризисных прогнозов, в странах с низким уровнем доходов – на 18%, а в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах, кроме Китая, – на 22%. Это усилит проблему социального неравенства и бедности.
- Снижение качества человеческого капитала. Из-за карантинных ограничений становится менее доступным образование; ухудшается здоровье людей из-за перегруженности систем здравоохранения и, как следствие, из-за роста неинфекционных заболеваний.
- Изменилась структура рынка труда из-за прекращения миграции и усилилось цифровое неравенство в мире.
- Обострение долговых проблем. Страны увеличили финансирование антикризисных программ при одновременном сокращении доходов – "это потребовало масштабного увеличения уровня совокупного глобального государственного долга, что сделало уязвимыми многие страны – прежде всего развивающиеся".
- Трансформация потребительского спроса и форм поведения: люди предпочитают меньше посещать магазины – банки и бизнес постепенно уходят в онлайн.