120 лет со дня рождения Витторио де Сика. Вспоминая мастера...

07 июля 2021 21:43
Режиссер, которого называют "ключевой фигурой итальянского неореализма", один из лучших своих фильмов снял в Советском Союзе.

Исполнилось 120 лет со дня рождения Витторио де Сика. Режиссер, которого называют "ключевой фигурой итальянского неореализма", один из лучших своих фильмов снял в Советском Союзе. Об истории картины "Подсолнухи" расскажет Станислав Анисимов.

Из этого интервью телезрители узнали о том, что Витторио Де Сика собирается снимать свой фильм в СССР. Людмила Савельева, исполнившая одну из главных ролей в фильме "Подсолнухи", даже не подозревала об этом.

"Я об этом не знала. Я пришла домой, мне сказали: "Люся, там по телевидению Витторио Де Сика сказал, что тебя хочет пригласить сниматься .Я пришла на "Мосфильм". И мне сказали: "Витторио Де Сика тебя ищет, ищет!" Короче, я там с ним встретилась", – призналась она.

"Подсолнухи" – это история героини Софи Лорен – Джованны, которая отправляется на поиски мужа, пропавшего без вести во время войны. Его сыграл Марчелло Мастрояни. Муж жив. И живёт в СССР. Приехав в Россию, Джованна выясняет, что у Антонио есть другая семья. Русскую жену Антонио Машу, как раз и сыграла Людмила Савельева.

" Витторио Де Сика был глубоко потрясён трагедией итальянских солдат и понимал переживания многих женщин, которые спустя годы всё ещё надеялись на возвращение своего мужа или сына", – заметил режиссер Даниэле Чеккарини.

Московские съемки итальянской группе запомнились надолго. Актёров удивляли контрасты:комфорт в центральных гостиницах, где они жили, и неустроенность многих районов столицы. Этот эпизод снимали недалеко от Мосфильма, возле станции Канатчиково. В кадре ТЭЦ номер двадцать... Режиссера Витторио де Сика в СССР удивляло другое.

"Де Сика пишет, вот мы снимаем эпизод в ГУМе, вот в этом меховом магазине. И он выясняет, что продавщицу играет актриса художественного театра, его это просто возмущает. Он пишет в дневнике, мол, как такое может быть? Актриса Художественного театра на такой проходной роли", – заявил киновед Андрей Апостолов.

Знакомство с советскими реалиями у итальянцев проходило не только на съёмочной площадке. Сохранилась служебная записка, в которой службист жалуется на то, что съёмочная группа ведет себя бесцеремонно и выезжает на осмотр натуры без сопровождающих, делают фотографии там, где они считают нужным. В архиве "Мосфильма" хранится и другой документ: отчет о поездке советской делегации в Италию, из которого становится ясно, почему запланированная премьера "Подсолнухов" в Москве так и не состоялась 8 марта 1970 года.

" Как будто присутствуешь при тех разговорах, когда приходил посол, когда приходил представитель посольства и просил изъять сцену на кладбище", – отметила заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм" Римма Карпова.

По сюжету фильма героиня Софи Лорен, которая приехала в СССР в поисках мужа, находит кладбище итальянских солдат. На обелиске, строчки из стихотворения Михаила Светлова о парнишке из Неаполя. Де Сика затронул очень больную тему – насильственное удержание в СССР военнопленных. Советские власти потребовали вырезать из картины этот эпизод. Продюсер ленты Карло Понти отказался.

Премьера в Риме, состоявшаяся 13 марта 1970, прошла без представителей СССР. О том, что фильм имеет ошеломительный успех, в Москве узнали из телеграммы Карло Понти,благодаря которой фильм все же выпустили в Союзе, но через год и в ограниченном прокате.