120 лет со дня рождения Витторио де Сика. Вспоминая мастера...
Исполнилось 120 лет со дня рождения Витторио де Сика. Режиссер, которого называют "ключевой фигурой итальянского неореализма", один из лучших своих фильмов снял в Советском Союзе. Об истории картины "Подсолнухи" расскажет Станислав Анисимов.
Из этого интервью телезрители узнали о том, что Витторио Де Сика собирается снимать свой фильм в СССР. Людмила Савельева, исполнившая одну из главных ролей в фильме "Подсолнухи", даже не подозревала об этом.
"Я об этом не знала. Я пришла домой, мне сказали: "Люся, там по телевидению Витторио Де Сика сказал, что тебя хочет пригласить сниматься .Я пришла на "Мосфильм". И мне сказали: "Витторио Де Сика тебя ищет, ищет!" Короче, я там с ним встретилась", – призналась она.
"Подсолнухи" – это история героини Софи Лорен – Джованны, которая отправляется на поиски мужа, пропавшего без вести во время войны. Его сыграл Марчелло Мастрояни. Муж жив. И живёт в СССР. Приехав в Россию, Джованна выясняет, что у Антонио есть другая семья. Русскую жену Антонио Машу, как раз и сыграла Людмила Савельева.
" Витторио Де Сика был глубоко потрясён трагедией итальянских солдат и понимал переживания многих женщин, которые спустя годы всё ещё надеялись на возвращение своего мужа или сына", – заметил режиссер Даниэле Чеккарини.
Московские съемки итальянской группе запомнились надолго. Актёров удивляли контрасты:комфорт в центральных гостиницах, где они жили, и неустроенность многих районов столицы. Этот эпизод снимали недалеко от Мосфильма, возле станции Канатчиково. В кадре ТЭЦ номер двадцать... Режиссера Витторио де Сика в СССР удивляло другое.
"Де Сика пишет, вот мы снимаем эпизод в ГУМе, вот в этом меховом магазине. И он выясняет, что продавщицу играет актриса художественного театра, его это просто возмущает. Он пишет в дневнике, мол, как такое может быть? Актриса Художественного театра на такой проходной роли", – заявил киновед Андрей Апостолов.
Знакомство с советскими реалиями у итальянцев проходило не только на съёмочной площадке. Сохранилась служебная записка, в которой службист жалуется на то, что съёмочная группа ведет себя бесцеремонно и выезжает на осмотр натуры без сопровождающих, делают фотографии там, где они считают нужным. В архиве "Мосфильма" хранится и другой документ: отчет о поездке советской делегации в Италию, из которого становится ясно, почему запланированная премьера "Подсолнухов" в Москве так и не состоялась 8 марта 1970 года.
" Как будто присутствуешь при тех разговорах, когда приходил посол, когда приходил представитель посольства и просил изъять сцену на кладбище", – отметила заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм" Римма Карпова.
По сюжету фильма героиня Софи Лорен, которая приехала в СССР в поисках мужа, находит кладбище итальянских солдат. На обелиске, строчки из стихотворения Михаила Светлова о парнишке из Неаполя. Де Сика затронул очень больную тему – насильственное удержание в СССР военнопленных. Советские власти потребовали вырезать из картины этот эпизод. Продюсер ленты Карло Понти отказался.
Премьера в Риме, состоявшаяся 13 марта 1970, прошла без представителей СССР. О том, что фильм имеет ошеломительный успех, в Москве узнали из телеграммы Карло Понти,благодаря которой фильм все же выпустили в Союзе, но через год и в ограниченном прокате.