В Петербурге идет реставрация церкви святой Великомученицы Екатерины в Смольном монастыре

14 июля 2021 20:53
Во время работ специалисты обнаружили первоначальную декоративную отделку стен, выполненную по чертежам и рисункам Растрелли.

В Петербурге идет реставрация церкви святой Великомученицы Екатерины в Смольном монастыре. Во время работ специалисты обнаружили первоначальную декоративную отделку стен, выполненную по чертежам и рисункам Растрелли. О первых находках, сделанных реставраторами, в репортаже Алексея Комарова.

По этим ступеням реставраторы не поднимались десятки лет. Легко сказать глобально тут работали последний раз в XIX веке. В конце XX – лишь косметический ремонт. Это, пожалуй, самое малоизученное здание из всего ансамбля Смольного Собора.

Церковь святой Екатерины единственное помещение в целом комплексе Смольного собора, которое не было разделено перекрытиями. В советское время здесь был архив. Именно для него и построили вот эту конструкцию, на которой находились стеллажи с документами. Их хранили по определенным правилам. Здесь не текла крыша. И всегда был определённый режим влажности. Благодаря этому и сохранился уникальный интерьер.

И хотя ангелы почти в идеальном состоянии. В советское время им все же досталось. У одних отбили ноги, другие лишились носов и рук. Случилось это когда тут проводили отопление и воду. Специалисты обещают восстановить декор. И убрать следы поздней реставрации.

Реставраторы только приступили к расчистке, но уже сделали несколько любопытных выводов. Весь лепной декор не из гипса, как это было принято в то время. Именно поэтому он и дошел до наших дней в таком хорошем состоянии.

"Здесь очень необычная лепка, в которой нет гипса. Мало кто делал лепку из извести. И это добавит хлопот реставраторам по её расчистке и воссозданию. Но это и делает этот объект очень интересным и с точки методологической, и с точки зрения поиска правильных технологий реставраций", – пояснил председатель комитета по контролю, использованию и \охране памятников истории и культуры С.-Петербурга Сергей Макаров.

Ещё одно открытие ждало реставраторов, когда убрали старый лифт. Под слоем краски они нашли лик Богородицы.

"Вот здесь возвышалась кирпичная ниша лифта. Вот здесь у неё был выступ, который полностью закрывал доступ к изображению. Художники начнут постепенно расчищать, определять технику, определять состояние и процент утрат", – отметил главный архитектор проекта Сергей Самусенко.

Специалистам предстоит решить, на какой исторический период реставрировать церковь. Например, за время своего существования лепной декор много раз менял цвет. Оставлять ли его празднично-барочным или аскетичным – в духе Смольного института благородных девиц – станет известно уже совсем скоро.