Петр Мамонов остался в памяти близких вернувшимся в родной дом скитальцем
Отпевание и прощание с рок-музыкантом, актером, поэтом Петром Мамоновым состоится в субботу в 9:30 в Большом соборе Донского Монастыря. Похороны – на центральном кладбище города Верея в Московской области.
Артисты, музыканты, поэты, монахи и священники вспоминают Петра Николаевича и рассказывают, кем Мамонов был для них.
Исполнительница авторской песни, актриса, автор песен Светлана Копылова: "Грустно, что больше никто такими простыми словами не вдохновит на добро во имя Бога, и радостно, что достойный сын, который, хотя и куролесил по жизни, вернулся, как блудный сын, в небесное Отечество; грустно, что больше не увидим его прекрасных актерских работ, и радостно, что его очи увидят тот неземной Свет, к которому он стремился последние годы; грустно, что так мало и так глупо – из-за дурацкой короны, – которая никого не щадит, и радостно, что столько всего успел; грустно за жену и друзей и все-таки радостно тоже… грустно и радостно одновременно.
И, честно сказать, завидую Петру, что он ТАК верил и ТАК уповал на Бога. Сегодня как раз поймала себя на чувстве зависти, потому что вот так доверять Богу и поверять Ему все – увы, не умею! И так говорить о Нем! Это был особый его талант – делиться самым главным доступно и просто. Но нам есть, к чему стремиться и есть, на кого равняться. Царство небесное настоящему рабу Божьему, другу Божьему, сыну Божьему – Петру".
Музыкант, поэт, композитор, певец, основатель групп "СерьГа" Сергей Галанин: "Умничать не хочется, но замечу одно удивительное обстоятельство: совсем разные люди (разные по социальному статусу, по возрасту, по политическим воззрениям. Хорошие люди, не очень хорошие и откровенно нехорошие) все скорбят, все переживают. Это говорит о том, что мы в какой-то степени осиротели.
И теперь надо просто помнить. Помнить его фильмы, его интервью, его музыку. Помнить о том, как он жил и что говорил. Особенно последние годы.
Как стремился к Богу, повторяя: "Спаси себя и хватит с тебя".
Председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, эксперт комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, поэт Иеромонах Димитрий (Першин): "С новосельем, Петр Николаевич! Там, куда мы еще лишь надеемся, ты был уже здесь. Распахивая свое сердце, каясь в грехах, ведя за собой ко Христу взыскующему и милующему. Ты давно приник к родникам древних Собеседников с Богом Живым. Ты сам стал таким родником в наше лукавое время. Ты не играл в "Острове" – ты дышал молитвой и делился с нами опытом радостотворного плача.
И на этом фоне и сюжет, и мелкие нестыковки сценария отходили на второй план. Ибо звучал голос свидетеля Воскресения Христова. Как и в древние времена, мы ныне празднуем с тобой твой день рождения. Гряди в светлую вечность Христову! Вспомни там о нас. А мы здесь будем поминать тебя, вглядываясь в то будущее, в котором ты пребываешь ныне, как бы через тусклое стекло.
Но Пасха Господня – всеобщий знаменатель. А узы любви ничто не может разорвать. Ты любил нас, своих слушателей и читателей, зрителей и почитателей. Теперь эта любовь умножается на милосердие Предвечного Творца. И да простит тебе Господь все твои прегрешения – вольные и невольные, и да утешит Он твоих родных. И да вселит тебя там, где нет ни печали, ни воздыхания".
Русский поэт, публицист, православный священник Сергей Круглов: "Думается мне, что Петр Николаевич Мамонов дал в последние годы немало интервью (какие-то из них я видел и читал, многие, наверное, нет), и одним из нередких вопросов в устах православных, именно православных, интервьюеров был такой: "Как вы относитесь к своему доцерковному творчеству?" Меня лично тут несколько колбасит потому, что мне, стихописцу и священнику, такой вопрос (а гораздо чаще – я сам себе) задавали многажды; и теперь, на склоне лет, я насмелился и готов ответить: нормально отношусь. Как в "Воспоминании" Пушкина: "Но строк печальных не смываю". Насколько помню, Мамонов это стихотворение цитировал тоже. Благодарность, евхаристо – вот что звучит в отзывах Петра Мамонова, даже и самых суровых, о своей жизни, благодарность и вера – основа его покаяния, и это благодарение – главный признак настоящего христианина.
Как я отношусь к творчеству Мамонова, насколько для меня дороги старые "Голубь", "Муха", "Ремонт" и "Гадопятикна", и насколько меня, тогда – неофита, подирал брезгливый мороз от образа старца в "Острове" мол, ну разве можно показать на экране duhovnost , и насколько я, старофит, молчу перед этим образом сейчас, и так далее – к делу не особо относится: о самом Мамонове, рабе (наемнике?...сыне?...) Божием Петре, это не говорит нимало, хотя сейчас, я думаю, он таки дает какой-то ответ за то, как его творчество сказалось на потребителях (а кто ж из нас, написавших хоть строчку, вслух выступивших хоть со словом или рисунком или аккордом, не даст такого ответа).
О Мамонове говорит вот что: его жизнь – цельна и последовательна, в ней нет "до" и "после", он рос пред Богом – естественно: кто хочет, до крови, до драки, до крика и скандала, знать правду – тот неизбежно узнает Истину, тут без базара, уж логика Христа и Его креста такова, и Он во все века не подводил чающих движения воды. Петр Мамонов – целен и прекрасен, в оные годы он сказал А, а потом – сказал, нашел в себе мужество и благодарность сказать и Б. И его жизнь не делится на до – и послевоцерковление, как в едином алфавите А и Б не делятся, ведь они – просто две из ряда важнейших букв, составляющих Слово.
В последние годы вокруг православного Мамонова образовался свой фан-клуб, его "Закорючки" издавались в интернете и на бумаге и обильно цитируются. Можно не опасаться, из него не удастся сделать очередного "старца" или "гуру": в этих книжках совершенно нет ничего экзотического, оригинального, неортодоксального, абсолютно ничего такого, чего бы не было у ранее нами читаемых святых отцов и подвижников, чего бы не было в православном Предании. И еще, что очень важно: там есть все то, что есть у святых отцов и подвижников, то есть безыскусное свидетельство о своем личном опыте жизни во Христе и в Церкви, жизни в метанойе, о испытанном на своей личной шкуре, а такое свидетельство очень снижает возможность слепого подражания, механического встроения пережитого в "субкультуру".
Эпиграфом к своим "сердца горестным замета" Мамонов мог бы поставить слова из песни Высоцкого: "Колея эта только моя, выбирайтесь своей колеей", и не бойтесь этого ригоризма: тут , мягко покашливая, вперед выступает Христос и корректирует: "Да вы, любимые Мои, дерзайте, пробуйте, хоть своей колеей, хоть какой! Я ведь с вами, рядом, Я помогу".
Главный редактор журнала "Юность", писатель, депутат Сергей Шаргунов: "Глядя на Петра Николаевича и слушая его, всегда вспоминал: "Будьте как дети".
А еще он казался скитальцем. Гонимым ветром.
Смирение, веселие, страдание. Все настоящее. Во всем ветер. И голос, и лицо, словно под натиском ветра.
Вечная память русскому мастеру".
Поэт, журналист, иеромонах Аверкий (Белов)
На смерть Петра Мамонова
Раб Божий Петр, когда не Божьим был
пел в "Звуки Му", рок-группочке,
с которой
смеялся, пьянствовал, актерствовал, чудил,
отвергнутый советскою конторой.
Лил звуки музыки, потом на всех разлил
он звуки мудрости, укрывшись на деревне,
овечкой стал, хоть прежде накозлил,
плыл эпатажным, выплыл к правде древней.
Петр Николаевич вошел во все сердца,
сыгравши старца – веры кочегара,
искавшего прощенья до конца,
молившегося в сторону пожара.
Они так схожи – Анатолий тот
и сей Мамонов, сбегший от мамоны,
зовущей раскрестьяненный народ
в столичные двуличные загоны.
Покойный с фотографии глядит,
повсюду разошлись его цитаты.
И каждая, как "Остров", бередит
упавших, сдутых душ аэростаты.
Петруша, Петенька к юродивым пойдет?
Ковид по-снайперски отстреливает лучших.
Но пишется все дальше "Идиот",
сокрытый в выболенных, выбеленных душах.
И пусть не мимо, все не мимо пусть
твое и наше, милый дядя Петя!
Кончина светлых вызывает грусть
о нашем часто барахлящем свете.