Прощальный подарок Путину: в ФРГ оценили соглашение по "Северному потоку-2"
Украина и Польша намерены и дальше противодействовать запуску "Северного потока-2" и призывают к этому своих союзников. С таким заявлением выступили главы МИД обеих стран. Вот только Европа отнеслась к их обещанию холодно: СМИ рассказывают, что "Поток" внес значительный вклад в экологическую безопасность. А канцлер ФРГ Ангела Меркель напомнила: договоренность Вашингтона и Берлина о газопроводе и без того "достаточно отвечает интересам Киева".
Ангела Меркель 22 июля дала последнюю пресс-конференцию для немецких СМИ, которая случалась в карьере каждого канцлера Германии. Но далеко не все ее предшественники имели основания делать это с хорошим настроением, а Меркель имеет: договоренности по "Северному потоку-2", по идее, снимают с повестки самую больную тему в отношениях Германии и США.
"Я рада, что нам удалось продвинуться так далеко в наших договоренностях. Перед нами стоит целый ряд задач, в первую очередь, как мы можем обеспечить продление транзитного договора для Украины и поддержать украинцев на пути энергетического перехода, – сказала канцлер Германии. – Достигнутое соглашение – это хороший шаг, который подразумевает готовность идти на компромисс с обеих сторон. Но, с другой стороны, не решает разом все разногласия".
Ряд немецких изданий ожидаемо назвали соглашение по "Северному потоку-2" "прощальным подарком канцлера Владимиру Путину". Предвидя, что решение вывести газопровод из-под санкций получит именно такую трактовку, Меркель и президент США Джозеф Байден постарались придать тексту совместного заявления фактически ультимативное звучание.
"Если Россия попытается предпринять новые агрессивные действия против Украины, Германия будет действовать на национальном уровне и будет настаивать на эффективных мерах в рамках Европейского союза, включая санкции", – говорится в тексте соглашения.
Неиспользование газа в качестве оружия становится ключевым условием эксплуатации "Северного потока-2", и шире – сохранения российского энергетического экспорта в Германию. Таков компромисс со стороны Меркель. Его цена, впрочем, нивелируется тремя обстоятельствами: Россия никогда не использовала газ в качестве оружия; никакого "рубильника", который позволил бы выключать газопроводы, не предусмотрено; меры реагирования на "деструктивное" поведение России будет определять Германия. "Триумф Меркель", как пишет журнал Spiegel.
"Соглашение показывает, насколько важна Германия для правительства Байдена в качестве близкого партнера. Все меры, направленные против России, являются довольно расплывчатыми и по существу ограничиваются заявлениями о намерениях", – говорится в материале немецкого издания.
Если Меркель выиграла, то Байден проиграл – так преподносят новости американские республиканцы и подконтрольные им СМИ: дескать, надо было давить санкциями и ждать, что после выборов в Бундестаг к власти придут "Зеленые", которые сами закроют проект. Но перспективы "Зеленых" сейчас выглядят не так радужно, как пару месяцев назад, и Байден на выходе мог бы получить и "Северный поток-2", и испорченные отношения с немцами. Выбора особо не было.
"Северный поток-2" завершен на 99 процентов. Идея о том, что можно было сказать или сделать что-то с целью его остановки, не является возможной для реализации на практике, – заявил Байден. – Как вы знаете, у меня была очень и очень плодотворная дискуссия с канцлером ФРГ Ангелой Меркель. Она и правительство ФРГ работают над обязательствами, которые предполагают, что если Россия на самом деле приложит усилия с целью умышленного причинения вреда Украине и другим странам, то они, германские власти, ответят".
"Меркель использовала затруднительное положение нового американского президента. Байдену нужна Германия для его "союза демократий" против Китая, новой авторитарной мировой державы. Ошеломлена Украина, через голову которой велись переговоры. Ошеломлены Польша и страны Прибалтики, которые еще долго будет вспоминать Германии эту сделку в Брюсселе", – пишет Die Welt.
Впрочем, некоторые дивиденды из ситуации с "Потоком" Вашингтон извлечет. В принципе, новые возможности могли бы поискать для себя и Украина с Польшей, для чего, правда, необходимо провести корректировку политического курса – в первую очередь, отказаться от роли вечно обиженных и обманутых. Но на такое усилие над собой ни нынешний Киев, ни Варшава, которую беспокоит пустота в газопроводе "Ямал-Европа", явно не способны. А вот жаловаться – да: экстренно запрошены консультации с Брюсселем и с Берлином. Министрами иностранных дел Кулебой и Рау на пару состряпано вздорное обращение с угрозами препятствовать запуску газопровода, пока Украине не дадут гарантии вступления в ЕС и НАТО. Совместное заявление Байдена и Меркель в политической части не понравилось, а экономическую – на десять строчек – предстоит еще проанализировать.
"Мы бы хотели, чтобы формулировки в американо-немецком заявлении по поводу безопасности были сильнее. Что касается экономического блока этого заявления, мы изучаем то, что там написано, те предложения, которые созданы, – заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. – Будем готовы представить нашу позицию, когда комплексно и детально проанализируем то, что предложено".
В то же время надо признать, что решение, действительно, принято без Украины, и цифры в платежках, которые получают ее граждане, при сохранении текущей политики будут только расти, а у немцев – станут меньше, потому что "Северные потоки" на две тысячи километров сокращают маршрут транзита газа. В качестве утешительного приза для украинского лидера Владимира Зеленского Байден, наконец, назначил ему дату аудиенции в Белом доме – 30 августа. Но и тут не без подвоха. В этот момент Конгресс как раз на каникулах, так что у гостя не будет возможности пересечься с сочувствующими из республиканской оппозиции. Для киевского режима у Вашингтона есть только один источник надежд и разочарований.
Что касается Берлина, то в ближайшее время он, видимо, выступит с некими предложениями к Киеву и, разумеется, к Москве, которые конкретизируют общие формулировки совместного заявления Байдена и Меркель. Есть основания полагать, что канцлер не хочет оставлять тему "Северного потока-2" в наследство следующему правительству.