Исполнилось 90 лет со дня рождения режиссера-документалиста Феликса Соболева

26 июля 2021 10:58
Он был известен как автор научно-популярных фильмов о психологии человека, а также о языке и мышлении животных.

Исполнилось 90 лет со дня рождения режиссера документального кино Феликса Соболева. Он был известен как автор научно-популярных фильмов о психологии человека, а также о языке и мышлении животных. Одна из особенностей почерка режиссера – "эксперимент в кадре". Репортаж Станислава Анисимова.

Энергичный, стремительный, иногда резкий – одним словом, холерик, так говорили про Феликса Соболева коллеги. Главным сюжетным ходом фильмов Соболева был эксперимент, известный научному миру, но повторенный перед камерой. В фильме "Язык животных" режиссер не рассказывал, а показывал принципы коммуникации у муравьев. Для этого ему требовалась специальная техника для макросъемки.

При помощи этой установки мелких насекомых можно снять крупным планом. Камера конвас-автомат с перевернутым для увеличения объективом. Мощное основание – для того, чтобы гасить вибрации от работы киноаппарата. Основная сложность в том, чтобы навести фокус на подвижный объект.

"Это с одной стороны кажется: это чего… букашку снять! Эта букашка иногда часами занимает по съемкам, часами можно биться, чтобы хоть что-то получить", – рассказал хранитель музея киностудии Центрнаучфильм Юрий Похитонов.

Но если для съемок муравьев группе Соболева требовались хорошая оптика и усидчивость, то для рассказа о языке пчел – танце – нужны были весьма специфические ухищрения.

В 1967 году кинокамеры не могли зафиксировать на пленку полет пчелы в естественной среде. Для того чтобы получить эти кадры, насекомое насадили на иглу. На экране ее не видно, она в расфокусе.

Проблемы были и при установке света. От жара софитов пчелы сгорали. Пришлось использовать естественное освещение. Оператору приходилось работать лежа: контровым светом было солнце.

"Человек что-то вкладывает, свое личное, в изображение происходящего. Сухой научный факт, он изображается от лица художника, видно, что это его личное отношение, чего не тогда, не порой сейчас нет в фильмах производства Би-би-си", – отметил телеведущий, кандидат биологических наук Иван Затевахин.

Феликс Соболев любил повторять: "Работать надо весело". Съемки фильма "Язык животных" продолжились под водой. Камера конвас была закрыта в такой герметичный бокс. Управлял ей оператор-подводник, из-за большого веса она крепилась к судну на специальном тросе. В ее объектив попали одни из самых загадочных морских млекопитающих – дельфины.

Большая часть подводных съемок, которые длились полтора месяца, не вошла в фильм. Пытавшийся разгадать тайны языка дельфинов, Соболев столкнулся с военной тайной. Опыты по исследованию коммуникации морских млекопитающих находились в ведении морского флота и были строго засекречены. Но режиссер не отчаивался, эта история подсказала ему тему для следующей картины.

Углубляясь в тему, раскрывая ее на новом материале, Феликс Соболев никогда не забывал об эмоциях зрителя.

"Соболев сумел создать драматургию, эмоционально вовлекавшую массовую аудиторию, заставлявшую переживать, и использовал для этого тот самый инстинкт, который Альберт Эйнштейн называл самым великим инстинктом и двигателем цивилизации, – инстинкт таинственности, тайны, исследования", – сообщил продюсер Александр Роднянский.

Феликс Соболев создал новый жанр в научно-популярном кино – исследовательские фильмы. Каждая из его работ завершалась новым вопросом, ответ на который зритель искал уже сам.