Спорт или политика: странные события вокруг Тимановской
Очень странные события вокруг белорусской сборной. Бегунья Кристина Тимановская устроила забег в сторону польского посольства. Там она обратилась за политическим убежищем и уже получила гуманитарную визу. Непонятным остается то, зачем ей это нужно. Чтобы эмигрировать в соседнюю страну? В Белоруссии это не запрещено, но нужно было ехать совсем в другую сторону и провоцировать скандал.
В токийском аэропорту Ханэда Кристина Тимановская долго беседовала с полицейскими, к которым едва ли не бросилась сразу по прибытии в терминал. Отсюда она должна была через Стамбул лететь в Минск, но ей этого совсем не хотелось.
— На меня было оказано давление и меня пытаются вывезти из страны без моего согласия, поэтому я прошу Международный олимпийский комитет вмешаться.
Олимпийский комитет такими вопросами, конечно, не занимается. Срочный выезд Тимановской из Токио на Западе моментально стали интерпретировать как насильственный акт. С заголовком "Олимпийское похищение" вышла британская Daily Mail. Общий посыл европейских стран сейчас именно таков: Тимановская — новая жертва режима. Ей сразу предложили свои услуги Чехия и Словения. Сама она просила убежища у более успешных Австрии и Германии, но в итоге оказалась под протекцией Польши, в токийской дипмиссии, где сейчас и находится. Поляки выдали белорусской спортсменке гуманитарную визу. В аэропорту появились и японские адвокаты по защите беженцев, которых, как выяснилось, никто не приглашал.
Скандал, с которого все началось, инициировала сама Тимановская. Через соцсети она публично и довольно по-хамски отчитала свое спортивное начальство за то, что ее поставили бежать эстафету 4x400, хотя изначально планировалось, что она выступит на дистанциях 100 и 200 метров. Но белорусы оказались в непростой ситуации. Двух спортсменок отстранили из-за нехватки допинг-проб, а их надо было кем-то заменить.
Тимановскую отстранили от участия в играх, мотивируя тем, что неуравновешенного атлета нельзя пускать на стадион, и, что уже вполне логично, пытались отправить домой.
Члены белорусской сборной теперь уже постфактум вспоминают: в Токио Кристина стала как-то странно себя вести — была то агрессивной, то замкнутой. Главный тренер сборной Белоруссии по легкой атлетике Юрий Моисевич сказал следующее:
— Мы даже не ожидали! Но, уже сопоставив все эти моменты, мы понимаем: наверное, что-то планировалось.
То есть произошедшее и членам команды в Токио, и тем, кто следит за ситуацией из Минска, не кажется спонтанным. Кристина поддерживала оппозицию, но на спортивную карьеру это никак не повлияло. Золото универсиады в Неаполе и серебро на домашних европейских играх ее на данный момент высшая планка. На олимпиаде от Кристины многого не ждали, но надеялись, что участием в эстафете она поддержит команду.
Таким образом, Тимановская вскоре окажется в компании белорусских политических эмигрантов в Польше и Прибалтике, среди которых ее практически однофамилица Светлана Тихановская, только что вернувшаяся из поездки в Вашингтон. Вот она сама что сказала по поводу случившегося:
— Всех причастных к попытке похищения Кристины Тимановской мы предложим внести в санкционные списки, а также усилить санкции ЕС и США против режима, его кошельков и всех, кто его поддерживает.
Дальнейшее выступление Тимановской на Олимпиаде под большим вопросом — Спортивный арбитражный суд отклонил ее апелляцию. Именно потому, что ее не спортивную, а политическую позицию поддержали в аппарате ЕС, МИДе Франции и американском посольстве в Белоруссии, заниматься она в ближайшее время будет именно политикой, а не спортом.