Смоленский музей-заповедник приступил к реставрации картины "Соколиная охота"
В музее-заповеднике началось восстановление картины "Соколиная охота". Когда-то она украшала усадьбу Куракиных в Степановском-Волосове Тверской губернии. Неожиданно она была найдена стараниями мецената и исследователя наследия князей Куракиных Сергея Васильева и смоленских музейщиков. Было принято решение картину реставрировать. Однако ее слишком большие размеры –2,5 на 3 метра – и значительное число утрат делали задачу трудновыполнимой.
По ступенькам – на картину. Именно так реставратору масляной живописи Ольге Пигасовой приходится взбираться для работы с одной из самых больших картин Смоленского музея-заповедника. Такая "лавка" помогает специалисту зависнуть над полотном, работать с теми местами, до которых иначе не дотянуться. Сейчас Ольга Пигасова укрепляет красочный слой с оборотной стороны.
"Наносится клей в очень теплом состоянии, чтобы он прошел через холст к грунту. Потом через фторопластовую пленку он еще раз прогревается для соединения с грунтом", – сказала реставратор Смоленского государственного музея-заповедника Ольга Пигасова.
А так выглядела лицевая часть картины в самом начале работы. Князь Алексей Куракин запечатлел в образе наездницы с хищной птицей на руке свою супругу Юлию Федоровну и детей, позаимствовав сюжет и композицию с картины французского живописца Ораса Верне. На полотне кроме княгини еще можно рассмотреть пажа, собаку, егеря, а в левом углу, увы, сплошная утрата.
"Две женщины и один ребенок – это как раз на том месте, где утрачено. Там только одни пальчики видны", – отметила реставратор Смоленского государственного музея-заповедника Ольга Куликова.
Ольга Куликова показывает детали композиции, которые уже, кажется, увидеть нельзя. Но реставраторы тщательно изучили этюды, предшествовавшие написаю работы, и ее дореволюционные снимки. На их основе утраченные фрагменты предстоит реконструировать. Но вначале нужно было укрепить уцелевший красочный слой и восстановить сам холст. Реставраторы насчитали около полутысячи прорывов, каждый из которых особым образом заштопали – подогнали заплатку, проклеили, высушили электрошпателем.
"Каждый прорывчик имеет по три проклейки. И вот так с каждым прорывчиком будет вестись такая работа. В результате будет восстановлена, так скажем, целостность полотна", – рассказала реставратор Смоленского государственного музея-заповедника Ольга Пигасова.
Впереди еще покрытие лаком, реконструкция живописи в местах утрат. Реставраторам предстоит "полечить" каждый миллиметр трехметровой картины. Новый мощный микроскоп, подаренный музею, поможет сделать это еще более точно.