Выставка «Ковры Приамурья» открылась в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге
Традиционно жители Приамурья наносили орнамент на тростниковые циновки. Местное ковроткачество возникло в середине ХХ века, когда переселенцы из европейской части Советского Союза привезли моду на хрусталь и ковры.
Тяжелый шерстяной ковёр в чуме повесить было невозможно, а вот легкое текстильное полотно — вполне. Сегодня ковры ценятся и как предметы народного творчества, и как произведения орнаментального искусства, и как оригинальный этнографический материал.
Юлия Купина, директор Российского этнографического музея: "Можно понять очень много — как люди представляли устройство Вселенной, как они понимают краски, как они понимают собственную жизнь, потому что эти ковры использовались не только для украшения жилища, а чтобы сделать жилище правильно вписанным во вселенную, в которой оно существует. Здесь мудрость веков, здесь опыт мастеров".
Птичьи шкурки, кожа рыб, стебли камыша, обрезки тканей — материалы для создания шедевров лежат буквально под ногами. Особое место занимают аппликации из меха, сделанные совсем недавно, уже в этом веке эвенскими мастерами. Тут есть место и юмористическим изображениям животных и красоте геометрических форм.
Галина Титорева, заведующая отделом этнографии Хабаровского краевого музея им. Гродекова: "Орнамент изначально появился, как средство передачи информации. Это не средство декорирования. К сожалению, шифр к этому знаковому письму мы утратили, но все равно мы должны понимать, что это, в первую очередь, письмо. Нам в нём заложена информация. Может быть когда-нибудь мы сможем её расшифровать и понять".
Ценность выставки и в том, что она знакомит не только с предметами, но и с людьми, их создавшими. Именно они в своих работах сохранили традиционную культуру народов Дальнего Востока, дополнив её авторским видением мира. Кажется, что в этих взглядах можно прочесть тайны, не менее важные, чем те, что хранят древние орнаменты их предков.