Нулевую пошлину на ввоз электромобилей могут продлить до 2024 года
В Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК) поступило предложение Белоруссии о продлении до 31 декабря 2023 года действия нулевой ставки ввозной таможенной пошлины в отношении электромобилей.
Об этом газете "Ведомости" сообщил директор департамента таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ЕЭК Ваагн Казарян. Уточняется, что для формирования позиций данное предложение было передано странам-членам ЕАЭС, в который входят Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.
Нулевая пошлина была введена в мае прошлого года для стимулирования формирования зарядной инфраструктуры, а также из-за отсутствия в ЕАЭС производства электрокаров и роста курсов национальных валют. Нулевая пошлина действует до конца текущего года.
Однако, как писал в мае "Коммерсант", ни одна из стран не предложила продлить нулевую ставку пошлины с 2022 года. При ввозе электромобилей на территорию ЕАЭС с начала следующего года придется заплатить 15% от его таможенной стоимости.
В настоящее время единственным проектом развития электрического транспорта в РФ является электробус. Планируется, что к окончанию текущего года на столичных улицах появятся 600 электробусов "Камаз", а группа ГАЗ уже поставила свыше 200 электрических автобусов. Однако с легковыми электромобилями ситуация не такая позитивная.
Аналитическое агентство "Автостат" сообщает, что в 2021 году за первые пять месяцев в России было продано всего 650 легковых электрокаров, что в 7 раз превышает показатели того же периода прошлого года, и в 5,5 раз больше за первые пять месяцев 2019 года. Но это не сопоставимо с количеством продаж электромобилей на европейском рынке. Из данных Ассоциации европейских производителей автомобилей следует, что за первое полугодие 2021 года в 26 странах Евросоюза было реализовано 356 469 электромобилей. Рост продаж составил порядка 130%.
В настоящее время в России отсутствует массовое производство легковых электромобилей. "АвтоВаз" в 2011 году выпустил на базе Lada Kalina электрокар Ellada, который мог преодолеть на одной зарядке расстояние до 140 км. и стоил 1 млн. рублей. Всего таких машин было произведено около 100 экземпляров.
Также существует два проекта электромобилей – Zetta бизнесмена Дениса Щуровского и "Кама", которая была разработана "Камазом" вместе с Петербургским политехническим университетом. Для начала производства электрокара Zetta до сих пор не найдено финансирование, для производства "Камы" также ищутся инвестиции.
Минэкономразвития совместно с Минпромторгом работают над концепцией производства и использованию электрического транспорта в РФ до 2030 года. Согласно проекту концепции, к 2024 году в России будет не менее 25 тысяч электромобилей, а также не менее 9,4 тысяч зарядных станций. Планируется, что к 2030 году автопроизводители будет выпускать около 250 тысяч электромобилей в год, а выпуск зарядных станций должен составлять не менее 72 тысяч.
По словам представителя Минпромторга, обнуление ставок ввозных таможенных пошлин на электромобили не способствует привлечению инвестиций в производство электромобилей и компонентов для них.
Однако, с таким мнением не согласны в Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры. Ассоциация поддерживает предложение Белоруссии, сказала ее председатель Ия Гордеева.
Гордеева считает, что развитие рынка является первым этапом развития электромобильности в любой стране. Необходимо пролонгировать нулевую пошлину, чтобы потребители смогли понять, что такое электромобиль. При возвращении пошлины, остановится рост рынка, сказала она.
Однако, по словам Гордеевой, продление нулевой пошлины необходимо только на 1-2 года, так как отечественным производителям необходимо развивать собственное производство.