Ученые приступили к исследованию домонгольских фресок Георгиевского собора в Великом Новгороде
Ученые приступили к исследованию домонгольских фресок Георгиевского собора в Великом Новгороде. Изучают состав красок и штукатурки, которые использовали мастера того времени.
Вместе со специалистами института археологии РАН и Новгородского музея-заповедника домонгольские фрески Георгиевского собора исследует итальянский ученый, специалист в области материаловедения Алессандра Джиумлия-Маир. С помощью спектрометра делается рентгено-флюорисцентный анализ росписи начала XII века. Благодаря этой методике, открываются новые сведения о ремесле и составе красок.
"Мы понимаем,что делали эти фрески,видимо, византийские мастера или мастера, прибывшие из Греции, но с обучением тех мастеров, которые примкнули к этой артели здесь, на новгородской земле. Но сам факт существования таких фресок здесь, в этом соборе говорит о самом первом этапе о начале русского искусства на новгородской земле", – отметила ученый секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко.
Исследовательская работа в самом Георгиевском соборе проходит в алтарной части. Остатки фресок начала XII века можно встретить только здесь, на самых нижних частях стен и под куполом башни, где можно увидеть изображения Богоматери, Христа, святого Георгия, фигуры святителей и евангелистов.
"Внизу, под живописью, у известковой подготовки есть небольшие фрагменты пигментов, то есть они подмешивали, чтобы он просвечивал изнутри", – пояснил главный научный сотрудник отдела средневековой археологии Института археологии РАН Владимир Седов.
Вся остальная работа по изучению элементного состава росписи проходит в реставрационных мастерских новгородского музея-заповедника.
Большая часть домонгольской росписи Георгиевского собора была сбита в 1820 году во время ремонта и использована в качестве подсыпки под пол. Эти многочисленные фрагменты несколько лет назад обнаружила экспедиция Владимира Седова.
"Это говорит нам не только о художественных ценностях, но и экономической подоснове церквей, памятников, как они были созданы", – заявила специалист по археометрическому анализу Алессандра Джиумлия-Маир.
Алессандра Джиумлия-Маир поражена глубиной цвета и, очевидно, колоссальным бюджетом княжеской казны. Ведь лазурит, который использовался здесь, ценился в те времена выше золота.
"Лазурит, как таковой, самый дорогой пигмент, который использовался в древней Руси, который и до сих пор самый дорогой, и добывается он только в Афганистане, в определённых копях, месторождениях, мог быть разбавлен. Разбавлялся он не менее редкими, но не такими дорогим – азуритом и еще какими-то элементами, которые мы сейчас в процессе выясняем", – заявила ученый секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко.
Сейчас перед учеными стоит несколько задач: понять до мельчайших подробностей рецептуру мастеров древней Руси и создать каталог пигментов.
Кроме этого, Новгородский музей-заповедник совместно с МГУ в рамках президентского гранта начал исследовать с помощью спектрометра фресковую живопись других памятников Великого Новгорода с XII по IV века.