Рустам Набиев. На вершине

На вершине. Рустам Набиев идет на новый рекорд

14 августа 2021 14:50
Рустам Набиев, чудом выживший при обрушении казармы в Омске в 2015 году и потерявший ноги, идет на новый рекорд. В прошлом году он на одних руках добрался на вершину Эльбруса. Теперь он может стать первым в мире человеком, достигшим на руках вершины 8-тысячника Манаслу в Непале.

Рустам Набиев – солдат-срочник, чудом выживший при обрушении казармы в Омске в 2015 году, но оставшийся после трагедии инвалидом – идет на новый рекорд. В прошлом году он на одних руках совершил восхождение на вершину Эльбруса. Теперь Рустам может стать первым в мире человеком, который на руках достигнет вершины 8-тысячника Манаслу в Непале.

- Тяжело! Прямо руки забиваются. Тяжесть компенсируется красотой. Нереальная панорама, как будто просто картинка, да?
- Могучий Эльбрус!

Облака здесь ниже гор – так низко, что кажется, можно дотянуться рукой. Погода, несмотря на сезон, переменчива, вершины Эльбруса часто прячутся за туманом.

Сотни альпинистов приехали сюда, чтобы, преодолев тяжелейший маршрут, оказаться на самой высокой точке горы. Увидев на склоне Рустама Набиева, многие не верят своим глазам.

- Рустам идет на руках! Это просто невероятно – то, что сейчас происходит, войдет в историю Эльбруса! Так на Эльбрус не ходят!
- Почему не ходят? Мы идем!

"Когда люди подходят – "Рустам, привет!", – и начинают слова поддержки высказывать, я задумался: почему сразу Рустам? Что, больше нет людей, которые на руках ползут на Эльбрус?" – размышляет он вслух.

В прошлом году Рустам Набиев сделал невероятное: поднялся на самую высокую точку Европы – вершину Эльбруса – на одних руках, сделав 30 тысяч ударов ледорубом. Чтобы понять, насколько это сложно, попробуйте просто поднять руки вверх 30 тысяч раз.

В этом году Рустам снова на Эльбрусе, и у него новый рекорд. На этот раз он планирует восхождение сразу на две вершины. И это – только тренировка перед основной экспедицией в Непал на 8-тысячник Манаслу.

- Физическая активность, которой я больше всего ждал все это время – скорее выйти на склон, почувствовать его снова. Отсюда я первый раз поднимаюсь, я ни разу не проходил этот маршрут.

Позади Рустама на склоне – его наставник, тренер Иоанн Чечнев. Опытный альпинист, организатор нескольких экспедиций в Арктике, он больше всех верил в то, что Рустам доберется до вершины Эльбруса.

- Во-первых, я видел подготовку Рустама и понимал: если он может пройти 10 метров на руках, почему он не может пройти 100 и 1000 метров? Вопрос лишь времени и технического оснащения.

Предыдущая экспедиция Рустама была как первый полет в космос, как уравнение со многими неизвестными. Ведь никто в мире прежде не совершал высотные восхождения на одних руках.

Не раз важные решения приходилось принимать интуитивно: как адаптировать стандартную альпинистскую экипировку под Рустама, как перемещаться на участках маршрута, где гололед, как действовать при резком ухудшении погоды – одном из самых опасных факторов восхождения на Эльбрус.

- Ребята сейчас будут собирать палатку. Будем здесь ночевать!

"Или мы разворачиваемся и уходим вниз – и мы понимаем, что снова сюда Рустам вряд ли сможет дойти, он уже сделал невероятное восхождение до этой точки – или мы остаемся на седле, проводим холодную ночевку, когда ты ночуешь без спальников, в одних куртках. Это сложно назвать ночевкой, потому что тебе холодно всю ночь. Я не мог сказать команде "Остаемся здесь", потому что это определенный риск и нужно было коллективно принять решение. И в целом – да, мы поняли, что нужно остаться здесь, и мы заночевали на высоте 5300, что тоже является определенной трудностью. У Рустама не было опыта ночевки на 5300, и мы не знали, как поведет себя его организм, как среагирует на такую высоту. Люди могут утром просто не проснуться – может быть отек легких, мозга на такой высоте. У Рустама не было высотного опыта. Но оценив его состояние в тот момент, я окончательно понял, что мы можем остаться на высоте 5300. И на следующее утро была прекрасная погода – мы поняли, что это шанс, вот она – вершина, – и нужно еще немного поработать", – говорит Иоанн Чечнев.

- Мы сейчас собираем палатку, я сижу внутри, чтобы палатка не улетела! На улице ветер просто ураганный, я не знаю, сколько метров в секунду! Сегодня мы будем ночевать на скалах Пастухова. Дойти сюда на руках – это была жесть!

"Эльбрус считается одним из самых простых пятитысячников, но, несмотря на это, здесь каждый год погибают десятки людей, они теряются. Поэтому не нужно пренебрегать, какая бы гора простая ни была, это гора, и там всегда присутствует опасность. Самая главная задача – вернуться живым", – говорит Рустам Набиев.

Зачем Рустам снова идет на этот риск? Зачем подвергает себя такой опасности? Ведь однажды он уже отвоевал у судьбы право остаться в живых.

"Когда находился под завалом обрушившейся казармы, я понимал, что смерть – она совсем рядом со мной, и что я в любой момент могу умереть. И в этот момент ты по-настоящему начинаешь ценить то, что у тебя есть – свою жизнь. И здесь, в горах, я понимаю, что здесь тоже все это рядом, и ты начинаешь больше задумываться о том, насколько тебе дорога жизнь, – говорит он. – Почему-то я хочу именно загонять себя в эти зоны риска, потому что как будто бы только так, в этих условиях я максимально ощущаю себя живым человеком".

Во время этой поездки мы не раз встречали людей, которые благодарили Рустама за то, что для них он стал примером несгибаемой воли, за то, что дал им возможность думать: если у Рустама получилось, то и я точно смогу.

"Это мой путь, и я хочу выйти из этого победителем, в очередной раз доказать самому себе, что жизнь, которая у меня появилась, с инвалидностью – что это не та жизнь, на которой можно ставить крест. Это опять же очередное доказательство самому себе, что нет ничего невозможного – просто нужно ставить цели и достигать их", – говорит он.

Ни у меня, ни у оператора Александра Антонова не было серьезного альпинистского опыта. Но вдохновившись примером Рустама, мы решили, что сможем справиться со многими физическими и моральными сложностями во время этой экспедиции, преодолеем страх, тревогу, плохое самочувствие на маршруте, чтобы зафиксировать очередной рекорд.

- Привет, как ты, брат? Ты такой молодец, ты очень сильный!

Удивительная встреча на Эльбрусе: даты нашей экспедиции совпали со временем пребывания здесь легенды современного альпинизма – непальца Нирмала Пурджа. Он – единственный в мире человек, которому удалось покорить все 14 восьмитысячников за 6 месяцев и 6 дней. Он – первый, кто совершил успешное восхождение на вершину К2 зимой без кислорода.

"Причина, по которой я все еще жив после 22 экспедиций на 8-тысячники, в том, что я всегда честен с самим собой. И это не про цели, не про доказывание кому-то чего-то. Ты всегда стоишь перед выбором. Твой путь тяжелый. Тебе нужно идти вперед, ты отважный и храбрый, продолжая путь. Но эта храбрость может убить тебя, так же, как и принести тебе успех. Но всегда нужно искать баланс, реалистично осознавая свои возможности", – делится альпинист.

Рустам подробно расспрашивает о то, что его ждет на Манаслу.

"Манаслу – это 8-тысячник. Я один из тех людей в мире, которые верят, что нет ничего невозможного. Если ты веришь в себя, все возможно. Но, пожалуйста, помни: ничего не дается легко, ничего в жизни! Ты много и упорно тренировался, ты не сдаешься, так что все возможно", – говорит Нирмал Пурджа.

Услышать эти слова накануне экспедиции в Непал для Рустама крайне важно. Ведь чаще от опытные альпинисты утверждали, что покорить 8-тысячник на одних руках – это безумная и нереальная для воплощения идея. Но ведь то же самое говорили год назад и про Эльбрус.

- Я это сделал! Я смог это сделать! Вот этими руками я дошел до вершины горы Эльбрус! Спасибо большое всем, кто верил в меня! Я очень устал, но я сделал это! Сделал!

В ближайшие дни на Эльбрусе аномально плохая погода для этого сезона – ураганный ветер, снежная пурга, видимость минимальная. Такие погодные условия увеличивают фактор риска на высоте.

Многие экспедиции отменили свои выходы. Кому-то пришлось развернуться за 200 метров до финишной точки. Команда Рустама Набиева ждет подходящего дня для штурма сразу двух вершин.