В честь грядущего 100-летия в РГБИ запустили онлайн-проект "Раритеты"

20 августа 2021 20:14
Российская государственная библиотека искусств готовится отметить 100-летие. Виртуальный проект "Раритеты" к юбилею пополнили образцами старинных книг из фондов.

Эксперты РГБИ выделяют раритетные книги по трем главным признакам – году издания, качеству оформления и истории бытования. Идеальный пример раритета "Книга турниров" Георга Рюкснера. Настоящая энциклопедия рыцарства. Оформлена гравюрами мастера Северного Возрождения Йоста Аммана. На форзаце – экслибрисы аристократического семейства Вальднер де Фройндштайн и последнего владельца князя Николая Гагарина. Это издание 1578-го года – самое полное.

"С 1578 года оно уже не издавалось, но в Европе его переписывали от руки, оно ходило в списках, потому что было очень популярно и считалось справочником знати, справочником рыцарских родов. И отсюда можно было почерпнуть много сведений. Правда историки несколько скептически относятся к содержанию этой книги, именно к первым четырнадцати турнирам. Они считают, что они легендарные, и выдуманы были автором", – сказала заведующая отделом хранения библиотечных фондов РГБИ Ольга Болдырева.

Большинство редких книг в коллекции связаны с искусством. Трактат Рауля-Оже Фёйе "Хореография" для 1700-го года был новаторским. Фёйе первым назвал пять позиций ног в балете и зафиксировал принципы танца барокко. Хозяевами этой книги в разные годы были коллекционер Лео Сильва и новатор балета Касьян Голейзовский.

"Голейзовский оставил автограф – это совершенно неслучайно. Голейзовский был новатор хореографии. У Голейзовского в значительной степени сыграла именно эпоха барокко и классический танец, который он в своих номерах, я могу даже назвать несколько номеров. Чистое барокко – мазурка Скрябина, которую исполняла Максимова. Это чистейшее барокко!" – отметил хореограф Владимир Абросимов.

Последователем Фёйе в Германии был Готфрид Тауберт. В свою книгу "Истинный танцмейстер" он включил перевод труда Фёйе. Большой раздел посвящен менуэту, который Тауберт считал вершиной танцевального искусства.

Трактат Тауберта при жизни автора признания не снискал. Современники не оценили изощренный барочный язык книги и сложную концепцию танца, включавшую философскую теорию, основанную на математике практику и этику.

"Самое интересное в этой книге – именно описание этики танца. Потому что, по выражению Тауберта, это называется "социальный танец", то есть танец-общение. То есть то общение, которое происходит во время танца, оно исправляет человека, который обременен многими грехами", – сообщила заведующая отделом хранения библиотечных фондов РГБИ Ольга Болдырева.

По словам работников РГБИ, старинные книги не капризны – некоторым еще ни разу не потребовалась реставрация. С изобразительными материалами сложнее. Альбом "Декалькомания" разрушается на глазах. Это уникальная коллекция из более чем трех с половиной тысяч переводных картинок второй половины XIX века, которую собирала московская купчиха-миллионерша Анна Воронина. Хрупкие наклейки постепенно осыпаются.

"Насущной проблемой, связанной с этим альбомом, является его реставрация. Мы уже проводили предварительные консультации со специалистам, и очень надеемся, что нам все-таки удастся осуществить реставрацию – очень с ложную, многоступенчатую", – подчеркнула хранитель фонда гравюры и литографии РГБИ Татьяна Мордкович.

Редкие материалы библиотека выдает только специалистам. Зато в честь грядущего 100-летия в РГБИ запустили онлайн-проект "Раритеты", цель которого – рассказать о самых ценных предметах из коллекции.