Библиотека искусств запустила онлайн-проект к своему столетию
Российская государственная библиотека искусств запустила онлайн-проект "Раритеты", в котором рассказывает о редких материалах из своих фондов. Прежде всего по истории театра, поскольку РГБИ является преемницей знаменитой Театральной библиотеки. С некоторыми редкостями познакомился Василий Алексеенко.
История РГБИ неотделима от театра. Большинство редких материалов – тоже театральные. Как эти уникальные каталоги костюмерных мастерских Петра Пинягина и Алексея Талдыкина. В начале ХХ века Пинягин и Талдыкин создавали костюмы и для театров, и для немого кино. Каталоги разделены тематически – по странам. Все иллюстрации заимствованные – это гравюры, изъятые из книг. А вот как именно работали с каталогами, свидетельств не сохранилось. Например, непонятно, почему некоторые изображения помечены цифрами.
"Предполагаем, что номер соответствовал какой-то картотеке костюмов, может быть готовых, либо еще какой-то картотеке изображений, или для удобства заказа какого-то определенного костюма. Если его не было в готовом виде, то его шили по тем образам костюмов – изображениям, которые имелись в коллекции костюмерной мастерской", – рассказала хранитель фонда гравюры и литографии РГБИ Татьяна Мордкович.
Собрание рисунков "Иконография НЭПа" – тоже материал с практической функцией. С приходом новой экономической политики в советских театрах ставили много злободневных сатирических пьес. Артисты жаловались, что не знают современного обывателя. Художник Павел Пашков пришел на выручку актерам: за несколько лет он создал более шести сотен бытовых зарисовок с натуры.
"В советской стилистике это всё должно было высмеиваться, поэтому возможно, что вот такая некая шаржированность персонажей его рисунков преследовала тоже цель помочь актеру вжиться в роль", – пояснила Татьяна Мордкович.
Коллекция фоторабот Мирона Шерлинга поступила в фонды в начале семидесятых. Библиотека – тогда еще театральная – приняла их потому, что героями фотографий были звезды театра, оперы и балета первой половины ХХ века. Шерлинг работал в русле пиктореализма – размывал грань между фотографией и живописью. Он добивался максимальной экспрессивности и на этапе фотографирования, и после.
"Затем работали с негативом. Шерлинг использовал – тоже об этом везде упоминается – гравировальную иглу, ретушерскую кисточку, еще какие-то свои собственные приемы. Затем он работал и с уже готовым отпечатком. Например, он мог наносить на него какие-то реактивы с целью создания какого-то специального рисунка", – сообщила хранитель фонда фотографии центра визуальной информации РГБИ Юлия Полубнева.
У каждого редкого предмета из коллекции РГБИ своя история. В преддверии столетнего юбилея библиотека рассказывает о них в онлайн-проекте "Раритеты" на своем сайте.