Мамы, Лондон и огород в Выборге

30 августа 2021 11:06
Презентация фильма "Первый снег" на фестивале "Окно в Европу"
Конкурсные показы фестиваля "Окно в Европу" продолжили фильмы "Первый снег" и "Продление жизни". А председатель жюри основного конкурса Лариса Садилова презентовала документальную картину о своей новой работе. На всех трех показах побывала Арина Богдан.

В нынешнем году Лариса Садилова  возглавила жюри конкурса игрового кино. Но в Выборг она приехала не с пустыми руками. Во-первых, на церемонии открытия был показан ее продюсерский проект - документальный фильм "Победа" режиссера Владимира Сидорова. Эта картина о том, как в одном из районов Брянской области праздновали День Победы в разгар пандемии, не выходя из домов. По замыслу авторов, она стала началом целого цикла работ, основанных на воспоминаниях людей, переживших войну.

Вторым подарком от Ларисы Садиловой стал показ ленты о съемках ее новой картины, которая называется "Огород". Будучи не только режиссером, но и сценаристом, Садилова часто превращает сцены, подсмотренные ею в жизни, в кино. В случае с "Огородом" автор делится самым личным – историей своей мамы и тети. Эти два образа в кадре воплотили актрисы-антиподы Валентина Теличкина и Ольга Лапшина. Они и другие участники съемок в фильме о фильме делятся своими ощущениями от работы, и из их комментариев становится ясно, что казалось бы частная история на самом деле будет очень понятна абсолютно везде в России. Конечно, как и все картины Ларисы Садиловой, новая – про любовь. Про любовь, у которой не должно быть возраста. Из тех рабочих моментов, что нам показали, чувствуется, что любовью была наполнена и съемочная площадка. То, как режиссер общается с группой, с массовкой, состоящей из обычных жителей Смоленской области, как она беспокоится за каждого присутствующего на площадке, вселяет уверенность в том, что при таком отношении просто не может получиться что-то неудачное. Кстати, Лариса Садилова отметила, что в ее планах – создать на основе материалов со съемок веб-сериал о том, как создается кино. 

С большой любовью к персонажам сделан и "Первый снег" – полнометражный дебют Наталии Кончаловской. На сегодняшний день это – самый европейский фильм конкурсной программы, учитывая название фестиваля, это –  кинематографическое окно в Европу. Тонкая, нежная картина о родителях, детях, первых чувствах и необходимости делать свой выбор. По некоторым сюжетным поворотам "Первый снег" напоминает "Пианистку" Ханэке, но по атмосфере это, скорее, ленты Филиппа Гарреля, к тому же один из персонажей даже внешне похож на сына французского режиссера – актера Луи Гарреля. На примере двух семей Наталия Кончаловская поднимает тему взаимоотношения матери и дочери. С одной стороны есть мать, увлеченная карьерой, которая не видит своего ребенка. С другой – мать, знающая, "как лучше", и не желающая прислушаться к интересам своей дочери. Все снято настолько деликатно, что зритель вовлекается в картину, начинает плыть по мягкому течению, настраивается на предлагаемый режиссером лад. Главную роль в картине играет дебютантка Юлия Шульева. Роль ее матери исполнила несравненная Елена Морозова, сочетающая и комедийное, и трагическое начало. "Первый снег" – замечательный дебют, обещающий удачное продолжение кинематографической династии и дающий Андрею Кончаловскому обоснованный повод для гордости за свою дочь.

 

 

"Продление жизни" – фильм Дмитрия Фальковича, спродюсированный им же, в котором он играет самого себя. Кроме того, в картине снимаются его родственники, друзья и партнеры по бизнесу и тоже играют самих себя. Лента не документальная, это эдакий докуфикшн. У режиссера уже есть опыт в создании подобного рода историй – несколько лет назад он снял свой дебютный фильм "Иванов", основанный на событиях из собственной биографии. Но если тогда главный герой выступал под вымышленным именем, то в новой картине есть попытка стереть границы между выдумкой и реальностью.

Итак, некий бизнесмен пытается собрать крупную сумму денег на запуск проекта по продлению человеческой жизни. И вот зритель наблюдает за тем, как почти в режиме реального времени он беседует с потенциальными инвесторами, обедает с другом, ужинает с женой, общается с сыном и устраивает вечеринки. Все это, возможно, очень увлекательно для участников процесса, но лишено какой-либо эмоции. Понятно, что есть здесь и игра слов: продление жизни – не только утопический проект, о котором идет речь в картине, но и идея продлить ощущение реальной жизни в пространстве игрового кино.   

Забавный мостик от фильма "Иванов" перекинут к новой картине, но вся эта изящная шутка прекрасно бы работала в короткометражке. Полный метр получился несколько утомительным для широкой аудитории, ибо рассчитан, подобно семейным съемкам, для домашнего просмотра или в кругу все тех же друзей, которые согласились сняться в картине. Зато съемки проходили в Лондоне и в условиях пандемии, когда пересекать границы или сложно, или невозможно, такие путешествия по престижным районам британской столицы в прямом смысле – окно в Европу через кинотеатральный экран.