"Россия-Культура" готовит документально-постановочный сериал "СОКРОВИЩА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ"

01 сентября 2021 12:34
Съемки начались в 2020 году и проходят в интерьерах Большого Кремлевского и Теремного дворцов, Грановитой и Царицыной палат, Успенского собора и на Соборной площади Кремля.

Продолжается работа над документально-постановочным сериалом "Сокровища Московского Кремля" ‒ совместного проекта телеканала "Россия – Культура" и Музеев Московского Кремля. Съемки начались в 2020 году и проходят в интерьерах Большого Кремлевского и Теремного дворцов, Грановитой и Царицыной палат, Успенского собора и на Соборной площади Кремля.

Идея создания такого фильма появилась несколько лет назад. Ее авторы ‒ главный редактор телеканала "Россия-Культура", генеральный продюсер проекта Сергей Шумаков и генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль" Елена Гагарина.

"Сокровища Московского Кремля" ‒ проект особенный, не повторяющий ни один известный документальный фильм о жизни Кремля. Это увлекательные истории о реликвиях, хранящихся в Оружейной палате и Алмазном фонде, а также тех, кому они некогда принадлежали. Фильм охватывает шесть веков, от Дмитрия Донского до Николая II. В основе серий ‒ эмоциональные рассказы хранителей, реставраторов и других специалистов Музеев Кремля. Восемь захватывающих сюжетов, и каждый в своем жанре. Здесь есть мелодрама, драма, триллер, политический детектив.

"Огромное внимание этому проекту уделяет Сергей Шумаков, который принимает непосредственное участие в обсуждении сценария, технологии съёмок и стилистики компьютерной графики. Мы надеемся, что события, о которых рассказывается в этом фильме, экспонаты, которые показываются в нём ‒ будут интересны зрителям. Тем более, что это, по сути, первый фильм о жизни Кремля и его музеев, обычно скрытой от глаз публики. Сценарий и сам фильм получаются очень необычными", ‒ отметила на съемках Елена Гагарина.

Каждая серия ‒ самостоятельный рассказ, в котором переплетаются две линии: документальная и постановочная. В документальной ‒ рассказывается о бесценных экспонатах Музеев Московского Кремля. Широкой публике впервые покажут реликвии, которые никогда не экспонировались. Специально для съемочной группы телеканала "Россия-Культура" из хранилища извлекли Мальтийскую корону Павла I и его мантию, которую никогда не реставрировали, однако, несмотря на это, она находится в прекрасном состоянии. Зрители смогут увидеть шедевры из клада Фаберже. Его нашли в 1990-х годах в Москве, при ремонте дома на Солянке в жестяной коробке из-под конфет, замурованной в стену. В ней оказались ценнейшие ювелирные изделия из золота и драгоценных камней. Зрители узнают из чего сделана Шапка Мономаха, в каких сапогах ходил Пётр I и каков на самом деле был размер его ноги.

Постановочная линия сериала – это восемь эмоциональных зарисовок об обстоятельствах жизни владельцев уникальных экспонатов. Это не сухое изложение фактов, но попытка создать зримые образы героев, проникнуть вглубь человеческих мыслей и переживаний.

"Интересно рассматривать героя не с точки зрения интерпретации фактов, а с точки зрения психологии, подоплеки его поступков. Сначала мы изучали огромное количество фактов, потом вместе с режиссёром пытались найти историю, которая цепляет больше всего. Стоит задача по-новому взглянуть на исторические события, не вступая с ними в противоречие, не выходя за рамки реальности. Вообще, самое сложное – это искать сокровища, там, где до тебя прошли толпы. Этот путь не гладкий. Зато, где споткнёшься – там и спрятан твой клад", ‒ говорит автор сценария Марина Денисевич.

Практически в каждой серии будет рассказано о коронации русских монархов. Телезрители увидят главный символ монаршей власти с 1762 по 1917 год – Большую императорскую корону, которая хранится в Алмазном фонде. Ее создали для коронации Екатерины II и для каждого следующего самодержца подгоняли лишь под размеры его головы. Особое место занимают дары, преподносимые русским монархам для укрепления межгосударственных отношений, например, карета, подаренная Борису Годунову английским королем Яковом I.

"Некоторые предметы имели по два-три владельца, но с каждым связаны совершенно умопомрачительные остросюжетные истории со смертями, любовью, предательствами, борьбой за власть – и всё это с невероятными перипетиями. Мы нашли изобразительный язык, который позволит по-своему рассказать каждую историю. Постараемся уйти от лобового, иллюстративного изложения событий, используя ассоциативные ходы, фантазии и сны наших героев…", ‒ рассказал режиссер-постановщик Валерий Спирин.

Для съемок фильма использовалась специальная техника – высокоточные световые приборы, позволяющие прецизионно выделить мельчайшие элементы отделки драгоценных экспонатов, особые макро оптические системы, способные заглянуть внутрь мельчайших объектов. Особое место в фильме занимает компьютерная графика, аккуратно вписанная в реальность и поддерживающая атмосферу таинства происходящего.

"Мы выбрали постмодернистский подход в изображении. Широкие углы, низкие точки, острые ракурсы. Наша задача – преобразить изображение, сделать его выпуклым, фактурным", ‒ пояснил оператор-постановщик Кирилл Сперанский.

Параллельно со съемками многосерийного документально-постановочного фильма "Сокровища Московского Кремля" идет монтаж уже отснятого материала ‒ огромная и кропотливая работа, результат которой обещает быть поистине интересным и необычным.

Съемки проходят при финансовой поддержке ПАО "Транснефть". О дате премьеры обязательно сообщим дополнительно.