ВЭФ-2021: представлен проект Большого Северного морского пути
От Санкт-Петербурга до Дальнего Востока, хотя в данном случае было бы правильнее выстроить маршрут в обратном направлении. Северный морской путь на полях ВЭФ стал одной из центральных тем. Рост грузоперевозок по этому курсу уже идет с опережением плана. Пока счет идет на миллионы тонн, но в планах намного больше. Со спуском на воду нового ледокола "Сибирь" объемы кратно увеличатся.
Повестка делегации госкорпорации "Росатом" – оператора Севморпути – на этом форуме выстроена вокруг перспективного маршрута. Сегодня на расширенном заседании говорили о создании инфраструктуры, обустройстве портов и морских каналов, а еще о расширении магистрали. Впервые прозвучало понятие Большого Северного морского пути (БСМП) – от границ с Норвегией до Корейского полуострова. Это больше восьми тысяч километров пути. В таком маршруте заинтересованность проявило и международное сообщество; зарубежные инвесторы готовы активно включиться в работу. Потребуется увеличение корабельных мощностей – как перевозчиков, так и обслуживающих судов, обеспечение связи и безопасности.
"Осуществление транзита с мощных, развивающихся рынков юго-восточной Азии в Европу. Соответственно, с высокотехнологичных рынков Европы в юго-восточную Азию гораздо выгоднее и эффективнее проводить через северные широты, чем через длинные южные коридоры", – говорит Алексей Лихачев, гендиректор "Росатома". – Очень важно понимать, что Большой Северный морской путь станет импульсом развития для дальневосточного региона. Потому что будут построены, в частности, во Владивостоке, перегрузочные узлы для перевалки грузов – с обычных судов на суда ледового класса".
Единственное условие международных партнеров, которые планируют включиться в работу по БСМП – экологическая безопасность на всем маршруте. Впрочем, другого принципа "Росатом" и не придерживается. Да и вся внутренняя политика сегодня строится именно на этом. По словам специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, без хорошей экологии высокое качество жизни не может быть априори.
"Если предприятия не вкладывают средства в свою модернизацию в плане экологии, у них нет перспектив и хорошего будущего", – заявил Сергей Иванов.
Но главное во всем соблюсти баланс. И если предприятие выполняет условия, скажем, по снижению выбросов в атмосферу, то от дополнительных необоснованных проверок бизнес нужно избавить. Это уже регулирует закон о госконтроле. Генеральный прокурор России для того, чтобы этот закон исполнялся, внес предложение президенту ввести административную ответственность за нарушение требований именно контролирующими органами. Если предпринимателю нужна помощь или консультация, Игорь Краснов призывает к диалогу. Получить разъяснения можно даже на полях форума.
"Обратилось порядка 40 граждан, предпринимателей. И обращаются не только по вопросам, связанным с деятельностью этого форума. Есть и другие обращения; мы обязательно их все рассмотрим, они будут на моем контроле. С ними поговорят, всё разъяснят и примут меры реагирования", – заявил генпрокурор Игорь Краснов.
Развитие дальневосточных регионов с точки зрения инвестиционного потенциала – в приоритете программы форума. И здесь опорной точкой главы субъектов называют кадры. В Хабаровском крае для подготовки профессионалов планируют для начала обеспечить студентов жильем. Сегодня в регионе обучаются молодые люди из 42 российских субъектов, есть и иностранцы. Чтобы разместить всех, построят межвузовский кампус на 10 тысяч человек. Есть и другие грандиозные проекты.
"Это и Тихоокеанская железная дорога, и строительство нового порта на 30 млн тонн, это и развитие восточного полигона, то есть фактически БАМа. Мы же понимаем, что вся треть от объема вложений – в Хабаровском крае", – говорит губернатор Михаил Дегтярёв.
Через три года Хабаровск на время станет столицей специалистов среднего профессионального образования. По предложению президента там может пройти чемпионат рабочих профессий WorldSkills-2024. Быть может, эти люди в будущем будут работать над крупными проектами, которые разрабатывают в регионе, ведь в планах в ближайшие 15 лет создать первый город-миллионник на Дальнем Востоке.