Доходит до абсурда: как Россия ответит ЕС
Первый из семи запланированных по России карбоновых полигонов открыли на этой неделе в Тюменской области. Проект масштабный и важный. Подобные углеродные полигоны, или, как их еще называют, фермы, нужны для оценки выбросов парниковых газов, расчета углеродного баланса, а впоследствии и для торговли с Европой, где вводится углеродный налог.
На днях Минпромторг оценил потери производителей минеральных удобрений от новых европейских пошлин. Сумма получилась внушительная – полмиллиарда евро. Кроме этого, налог затронет поставки в Евросоюз металлов, труб, электроэнергии и цемента из России. Углеродные сборы, по предварительным подсчетам, могут достичь более 7,5 миллиардов евро в год. В августе в российском МИД заявили, что уже начали обсуждать с представителями ЕС углеродное регулирование.
"Евросоюз просто берет некие средние показатели внутреннего производства и говорит, что, например, от производства легкового автомобиля весом в полторы тонны будет происходить вот такой объем выбросов. То есть у нас в Европе вот так происходит, а значит, у вас не меньше. И устанавливает свои нормативы для любых импортируемых товаров из других стран. Это как раз является таким дискуссионным полем, площадкой для споров, почему европейцы навязывают такие нормативы, а не иные, всем импортерам", – рассуждает на эту тему эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
Весомым аргументом в переговорах как раз станут данные, получаемые с российских карбоновых ферм. Это территории, на которых проводятся исследования климатически активных газов. В Тюмени оператором полигона стал Тюменский госуниверситет, а поддержку проекту оказывает "СИБУР" – крупнейшая нефтегазохимическая компании России. Задачи карбоновой фермы – точно рассчитать объемы выбросов и поглощения СО2, а также разработать технологии улавливания, транспортировки и переработки углерода.
Европейские партнеры России пытаются нивелировать вопрос о поглощающей способности российских лесов. Получается парадоксальная ситуация: пятая часть всех лесов на планете сконцентрирована в России, они занимают колоссальную площадь, но, по международной методике расчета поглощения СО2, все эти миллионы гектаров леса якобы почти ничего не поглощают. Доходит до абсурда: один и тот же лесной массив на границе Псковской области и Эстонии имеет разную поглощающую способность: почему-то в Эстонии она в два раза больше.
Чем российские леса хуже зарубежных, вопрос, пожалуй, риторический. Да и в целом количество парниковых газов, выбрасываемых Россией, может быть сильно завышено. Распад СССР был серьезным ударом по промышленности. В 90-е годы прошлого века естественным образом произошло почти двукратное сокращение выбросов: с 3 до 1,5 миллиардов тонн в год. Однако эти показатели в Европе не хотят принимать в расчет и требуют снижения от уже достигнутого уровня. Поэтому нашей стране критически важно доработать методику расчета углеродного следа, чем и займутся ученые на карбоновых полигонах. Там оценят поглощающую способность и леса, и травы, и даже болот. Еще одна приоритетная задача – определение оптимальных подходов к лесовосстановлению и управлению зелеными насаждениями.
Ну, судите сами: гектар хвойного леса в год поглощает около 14 тонн углекислого газа, а дубравы – почти в полтора раза больше. Абсолютный лидер – посадки тополя, до 60 тонн СО2 на гектар. Но Россия – северная страна, поэтому часть года лиственные деревья стоят голыми, и задача ученых – определить наиболее эффективный видовой состав лесов в различных регионах. Другой момент: с возрастом возможность деревьев связывать углерод снижается. Это значит, что зелеными насаждениями надо управлять, а для это предстоит выяснить, когда и каким образом проводить санитарные оздоравливающие вырубки.
Проект по созданию в России сети карбоновых полигонов реализуется по поручению Владимира Путина. Также в начале июля президент включил адаптацию к изменениям климата в обновленную стратегию национальной безопасности.
Тюменский карбоновый полигон станет частью обширной эколого-климатической исследовательской платформы, которая протянется через всю страну с севера на юг. К нему позже могут добавиться станции в Тобольске, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Кроме того, сейчас достраиваются углеродные фермы в Чечне, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Свердловской областях и на Сахалине.
Выстраивается масштабная научно обоснованная система мониторинга климатически активных газов. Достоверная информация об углеродном следе не только позволит решать экологические задачи внутри страны, но и укрепит позиции России в переговорах с Евросоюзом по поводу трансграничных налогов.