Новая Третьяковка подготовила свою первую персональную выставку Юрия Пименова
Новая Третьяковка подготовила первую в залах галереи персональную выставку Юрия Пименова – художника, одной из любимых тем которого стала Москва "в ее вечном движении". На пресс-показе побывала Ксения Егорова.
Новая Москва, 1937-й. Город с любовью в страшном для многих году. Самая известная работа Юрия Пименова. Тема дороги и женщины за рулем – у художника сквозь весь двадцатый век. Впервые в залах Новой Третьяковки – такая ясная возможность для сравнения.
"Этот ракурс настолько был удачен, что художник потом прибегнет к похожей композиции в своей картине, написанной в 1944 году", – рассказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Дважды лауреат Сталинской премии, награжден также орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. С учетом этих больших официальных заслуг перед государством, с трудом веришь в пименовское увлечение немецким экспрессионизмом и в существование таких вот авангардных работ 1920-х годов. Именно в это время художник создает своих невиданных по силе экспрессии "инвалидов" . Настоящее объявление войны войне – отзвук событий гражданской и Первой мировой.
"Толпы немецких солдат, лошадей, цветы. Собственно, сами солдаты, переходящие на сторону революции. Кстати, сюжет из области социальной фантастики. Нам не удалось понять, что же происходит, почему. И мы видим, что в виде главного героя... он пишет автопортрет", – пояснила куратор выставки Елена Воронович.
Глобальный перелом в стиле и тематике работ Юрия Пименова произошел как раз в тридцатые. Жесткий мужской мир войн и спорта, больших производственных достижений, вдруг становится мягким, "женским", очень лиричным. Все эти милые шляпки, ткани, фактуры – рядом с художником появляется его муза и жена Наталья Бернадская, ее портреты и ее вещи теперь – главные герои мира художника.
"Разглядывая натюрморт со шляпой, я вдруг обнаружила, что та розовая ткань, которая казалась чем-то типа шарфика, оказалась атласным бюстгальтером", – сообщила генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Пименов – это всегда детали. Как правило, остро современные для художника. Сквозной мотив – дороги, по которой теперь едут только прекрасные девушки в несомненно прекрасное далеко.
"У Юрия Ивановича акцент в этой работе уже не на машине, не на девушках, а на самой дороге. И понятно, что эта дорога тоже ведет к новому, светлому будущему", – отметила куратор выставки Наталья Чернышёва.
По сюжетам работ Юрия Пименова 1960-х можно было бы снимать кино, оставаясь исторически точным. Девушки с прическами "бабетта" перебегающие улицу – в платьях "нью лук", молодая пара, только что заехавшая в новое жилье где-нибудь в Новых Черемушках. В это время художник проговаривает свой манифест: "искусство радости и красоты жизни", "внимание к каждой детали". И остается только удивиться заново обретенным работам художника, которые он самостоятельно уничтожил как раз в конце 1920-х. Третьяковка, используя самые современные технологии, восстановила их по фотографиям. Эти детали в потоке бурного ХХ века как раз остались для истории.