Европейцы начинают подозревать, что зима без газа будет тяжелой
Газ сегодня – самый дорожающий в Европе товар. В Испании взметнувшиеся цены уже вызвали всплеск недовольства. Страна еще не пришла в себя после повышения тарифов на электроэнергию. И вновь готовится заплатить сполна.
"Это даже не шутка и даже не анекдот, что теперь испанские женщины стирают по ночам, когда тариф на электроэнергию минимальный. Если до сегодняшнего дня было однозначно выгодно контрастировать газ натуральный, получать его по трубам и экономить очень серьезные деньги на электроэнергии, сейчас куда бы ты ни кинулся – экономить не получится. И то и это будет выходить по сумасшедшим деньгам", – уверяет Елена Коновалова, жительница Альмерии.
В куда более благополучной Германии счета за электричество тоже бьют все рекорды. Нехватку энергии должны были компенсировать солнечные панели и ветрогенераторы, но управлять солнцем и ветром пока удается едва ли. Последние недели в Северном море не было сильных ветров, и это привело к простою ветряков. Мостом к зеленой энергетике, как ожидалось, станут газовые электростанции. Однако сегодня это в прямом смысле – дорогое удовольствие.
"Цены на электричество влияют на всё. К примеру, я заметила, что на фоне растущих цен на электроэнергию визит к моему парикмахеру стал дороже. Цены на электричество способствуют повышению цен на продукты и услуги, будь то парикмахерская или химчистка", – поясняют жители Германии. "Мы проводим больше времени дома из-за коронавируса, больше света потребляем, больше готовим. И цены будут и дальше расти. В Германии – самые высокие цены на электроэнергию в Европе".
Но если платить за топливо, будь оно зеленое или голубое, попросту нечем, призывы эко-лоббистов уже звучат неубедительно. Эстония, игнорируя еврочиновников, запустила сланцевую электростанцию в Нарве – ту самую, что еще недавно, стремясь в экологическое будущее, называла пережитком "советской оккупации". Видимо, когда цены взлетают до исторического максимума, модные энергетические доктрины отмирают. Предприятие, вынужденное ранее уволить сотрудников, теперь пытается спешно найти им замену.
"Персонал работает на износ, потому что под такое количество оборудования людей не хватает. Это вопрос времени. Потому что взять просто человека с улицы, который сядет за управление энергоблоком – нереально", – отмечает Андрей Зайцев, лидер нарвского профсоюза энергетиков.
Соседняя Латвия с тревогой смотрит в ближайшее будущее. Зима — уже очевидно — выдастся дорогой. Латыши с недовольством обсуждают рост тарифов на отопление и электроэнергию.
В Чехии не ждут повышения цен на газ раньше, чем пройдут парламентские выборы — в октябре. Мера эта непопулярная, и правящей партии нужно успокоить избирателей. По крайней мере, до того, как они опустят в урну бюллетень. Чтобы снизить градус напряжения в обществе, власти обязали за месяц информировать домовладельцев о росте цен.
"Все коммунальное хозяйство средней квартиры в Чехии – около 20 тысяч рублей. Если квартира побольше, то это может и 30-35 тысяч. Ну вот мы платили четыре кроны за кубометр. Сейчас, я думаю, цены могут подняться и до шести, если такими темпами будет продолжаться рост", – поясняет предприниматель Евгений Лухманов.
Затянуть пояса морально готовы и чешские предприниматели – от владельцев небольших ресторанов до промышленных гигантов. А в конечном итоге платить будет потребитель: для одних вырастет стоимость чашки кофе, для других автозапчастей, станков, строительных материалов.
"Вот буквально сегодня разговаривала с владельцем довольно крупного предприятия, и он говорил, что в новых контрактах, которые подписывают на следующий год, цена на газ возрастает в два раза, что, естественно, ложится на себестоимость продукции. Когда рост стоимости газа проявит себя в стоимости продукции, то это, безусловно, приведет к снижению конкурентоспособности", – поясняет Наталья Судленкова, президент благотворительного фонда Российско-чешской торговой палаты.
Если бойкотировать газ, то в зелёную энергетику придется вкладывать, несмотря на пандемию. Но выкидывать деньги на ветер, когда зима близко, европейцы не готовы. А это значит, нет и выхода, кроме как оплачивать растущие счета.