Петербургский театр "post" представил на фестивале "Территория" спектакль "Комитет Грустящего Божества"

05 октября 2021 10:59
Это 15-й совместный проект драматурга Павла Пряжко и режиссера Дмитрия Волкострелова.

Театр "post" из Санкт-Петербурга привез на фестиваль "Территория" спектакль "Комитет Грустящего Божества". Постановку увидела Яна Музыка.

Это 15-й совместный проект драматурга Павла Пряжко и режиссера Дмитрия Волкострелова. Их творческий тандем существует с 2010 года. Перенос смыслов из диалогов в ремарки, ускользание сюжета, недосказанность – эстетика, которая близка обоим художникам.

"Я считаю, что Павел – гуманист. Павел очень внимателен к человеку и очень добросердечен по отношению к нему. А с другой стороны, каждая новая пьеса – это совершенно новый, другой язык", – рассказал режиссер Дмитрий Волкострелов.

В этой пьесе нет прямого сюжета. Историю, которая в ней рассказана, вычитать трудно. Гофрокартон и имитация кассового чека – так выглядит программка спектакля "Комитет грустящего Божества". Это своего рода материализация основных тем пьесы. Герои собирают вторсырье, героиня работает уборщицей в магазине. Их диалоги – будто фразы, вырванные из контекста. Так бывает, когда на ходу слышишь обрывки разговора прохожих.

Ольга и Сергей – типичные жители постсоветского города. Не живут, а выживают. Много времени проводят в ожидании – то своей очереди, то электрички. Часто повторяется ремарка: молчат, ждут. По словам режиссера, драматург дает слово людям, которых мы обычно не замечаем.

"В театре мы ждем персонажей, которые действуют, которые чего-то делают. А эти люди находятся в совершенно в другом состоянии. У них нет ресурса и возможности для того, чтобы действовать. У них другое питание, другие силы", – пояснил Дмитрий Волкострелов.

Цель их жизни – дотянуть до конца месяца. В этом выживании дни проходят совершенно безрадостно. Это люди, которые не улыбаются. "Я знаю много таких людей. Чуть-чуть это где-то пересекается и с моей жизнью. Сейчас, слава богу, меньше, но бывали разные периоды. Я так не хочу, но, к сожалению, сопричастность чувствую", – поделилась актриса Аделина Любская.

Даже после спектакля у зрителей остался вопрос: что же означает название пьесы – "Комитет Грустящего Божества"? Режиссер объясняет, возможно, это шифр: "Я, может, тоже до конца не понимаю. Понятно, что если мы прочитаем первые буквы названия, то там тоже какая-то коннотация возникает, конечно же. Но она тоже не проявленная".

"Комитет Грустящего Божества" – это пьеса-состояние. Критики вспоминают хрестоматийный текст Беккета и про этих героев говорят: они зависли в ожидании – неизвестно чего.