Выставка работ Андрея Красулина в Московском музее современного искусства
Московский музей современного искусства подготовил ретроспективную выставку Андрея Красулина "Практика, процесс, срез". Она включает скульптурные объекты, живописные и графические работы, созданные художником за 60 лет. Репортаж Анны Аппалоновой.
У Андрея Красулина, которому через пару недель исполнится 87, только в Москве были десятки персональных выставок. В последние годы они все чаще ретроспективные – кураторы сами себе бросают вызов, потому что непросто представлять искусство, которое не вписывается ни в одно художественное течение, и тем более непросто говорить об авторе. Но в Музее современного искусства попытались, и художнику понравилось – ему и его супруге, писательнице Людмиле Улицкой.
"Думаю, что никто лучше бы это не сделал, я очень довольна", – сказала Людмила Улицкая. "Возможно, что она самая большая и самая представительная. Это настоящая ретроспекция", – добавил Андрей Красулин.
Тринадцать залов и более 350 работ. Встречают гостей барельефы и макет фонтана "Древо жизни" – единственный памятник абстрактной формы, реализованный в Москве. "Это современная его съемка. Он не рабочий, но он уже смотрится как скульптура, городская скульптура", – пояснил куратор выставки Дмитрий Пошвин.
Деревянные головы – ранние работы Андрея Красулина. Эта – самая известная, "портрет отца", 1960 года. Находится в коллекции Русского музея. В течение своей долгой "жизни" эта голова несколько раз менялась. И практически все ее "мутации" видел зритель.
"В 2018 году, если не ошибаюсь, Андрей Николаевич прикрывал ее папье-маше, показывал таким образом. Потом срезал папье-маше и показывал так. А сейчас мы видим эту голову в ее первозданном виде, какой она была в 60-м году создана", – рассказала куратор выставки Мария Доронина.
Уже в 2010-х годах портрет отца появляется еще раз, но уже в живописи. Скульптуры преобразованы в следующий проект – "Инвалиды войны". Они лишены отличительных черт, как отец художника на фронте лишился ноги. Красулин размышляет об обществе, о военных настроениях и о памяти. В том числе – о памяти предметов.
"Вот в этом зале с маленькими объектами мы видим интерес Красулина к форме, к фактуре, к какому-то случайному соединению вещей, которые он находит, и они превращаются у него в памятные, важные объекты", – заметила куратор выставки Серафима Кострова.
Отдельный зал посвящен созданию памятника Владимиру Высоцкому. Проект так и не был реализован, но эскизы остались. На всех – непохожие друг на друга, прорезанные кресты. Минималистично и театрально одновременно. Еще один проект, который так и не увидели москвичи, – "бронза о Мандельштаме". Своеобразный памятник поэту, рассеянный по песку. Песок здесь так же важен, как и бронза. "Стихия – очень многоликая, очень подлинная вещь, и к тому же еще и очень чистая", – считает художник Андрей Красулин.