Павел Чухрай отмечает 75-летие

15 октября 2021 10:36
Он много пишет, редко снимает, следуя формуле "Кино – всегда выражение жизни" и потому едва ли развлечение. В итоге каждая его картина становится предметом обсуждения.

Павел Чухрай отмечает 75-летие. Каждая его картина – предмет обсуждения. А сценарии он часто пишет сам, например к фильму "Вор", получившему две "Ники" и номинацию на "Оскар". С юбиляром встретилась Полина Ермолаева.

Номинация на премию "Оскар" в 1998-м принесла и еще одну хорошую новость – о том, что в 1962-м золотую статуэтку могла получить "Баллада о солдате". "Действительно, отец об этом не знал. Они мне выдали тот сертификат, ну, который я получал тоже за "Вора", что он номинировался в таком-то году. Я привез это отцу. Я думаю, что ему это было приятно", – рассказал режиссер, сценарист, народный артист России Павел Чухрай.

Критики упрекали: если отец снял "Балладу о солдате", то сын – "Балладу о воре". Но такими глазами на послевоенную страну не смотрел еще никто. Международный прокат, кассеты в американских супермаркетах, университетских библиотеках. Спилберг приглашает в документальный проект о Холокосте.

У Чухрая со зрителем всегда разговор о времени, даже если снимает по гоголевским "Игрокам". Кино, конечно, судьба. На студии Довженко шестилетнего мальчишку пускали в проекционную. "Принимало министерство какую-то картину, материал. А я опять постучался, ну, меня пустили, я сел. Потом в середине говорю: можно, я уйду, тетя Лида, можно я пойду. Почему, Павлик? Очень скучно, сказал я", – вспоминает Павел Чухрай.

К его "Клетке для канареек" у редактора Госкино была 21 правка. Чухрай согласился на одну: "Почему у вас он говорит "козлы"? А Вы знаете, что это жаргон урок? Я говорю, я не знал. Вот, Вы не знали, а я вам скажу, я был начальником всех мордовских лагерей. Я сказал, ну хорошо, я заменю на орлы. Вас это устроит?"

Он бескомпромиссен, требователен к себе и артистам, которых выбирает сердцем. "Водителя для Веры" Чухрай называет оптимистичной историей, хотя формально счастливыми финалами режиссер зрителя не балует: "Что называть плохим концом? Если какой-нибудь негодяй купил себе три холодильника, четыре машины и этим закончилась картина, то вроде бы это хороший конец, но для меня он не очень хороший. А если человек пожертвовал жизнью, погиб, но сделал что-то человеческое, для меня это хороший конец".

Он много пишет, редко снимает, следуя формуле "Кино – всегда выражение жизни" и потому едва ли развлечение, скорее пристальный взгляд в прошлое.