Гость "Белой студии" – Алексей Учитель
В новом выпуске "Белой студии" – режиссер Алексей Учитель. Начинавший как режиссер документального кино, Учитель громко заявил о себе в игровом жанре "Манией Жизели" и картиной об Иване Бунине "Дневник его жены". Ему интересен феномен творческого гения и личности, стоящей на краю пропасти и имеющей силу в корне себя изменить.
Почему его картины не похожи одна на другую, что самое сложное в искусстве и как он относится к правде – обо всем этом и не только Алексей Учитель расскажет в интервью ведущей программы "Белая студия" Дарье Златопольской. Вот некоторые фрагменты беседы:
О ГЕНИАЛЬНОСТИ
Мне было лет 12, и мама взяла меня в БДТ посмотреть "Идиота" – товстоноговский спектакль со Смоктуновским. Это я запомнил на всю жизнь. Смоктуновский в конце вышел и начал обводить глазами партер, ярусы, балконы… Что там было – никакие рок-концерты с этим не сравнятся. Минут тридцать были не просто овации, а какое-то в хорошем смысле сумасшествие. Потом я осознал, что это феномен гения – а Смоктуновский это гений, безусловно. У каждого актера есть первое, второе, третье положение – а у гения есть четвертое, которое доступно единицам.
О ПРОПАСТИ
Меня всегда интересует какая-то пропасть: человек на краю обрыва, ты падаешь, летишь и должен приземлиться другим. Сумасшествие, но не в медицинском смысле. Мне это всегда безумно интересно: когда человек вступает в какую-то зону, в которой он никогда не был по состоянию своей души. Вот этот путь – он самый интересный. И когда Володя Машков пришел на пробы "Края" абсолютно лысым, я спросил его с удивлением: зачем?! А он отвечает: а иначе я ничего почувствовать не смогу. И это очень дорого, потому что он вступал в какую-то для себя новую зону. Это были не шутки: он освоил паровоз, ему выдали права… И вот эта способность перейти в другое качество от возраста не зависит: это характер, это воля – а может, наоборот, безволие.
О СВОИХ КАРТИНАХ
Самое сложное в искусстве, в кино, в театре, в литературе – передать это ощущение какой-то неизвестности. А в кино все еще сложнее, потому что это надо визуально оформить. Но для меня это самое сложное и интересное.
Мне часто говорят: у тебя все фильмы абсолютно разные. Но мне каждый раз интересно куда-то прыгнуть. Фильм о Цое тоже об этом: человека не стало, и вот я смотрю, в какую пропасть мы падаем и что мы из этого выносим – это для меня было интересно.
О МОСКВЕ И ПЕТЕРБУРГЕ
Я из Петербурга, уже много лет живу в Москве и это меня спасает: очень многие съемки и монтаж я стараюсь делать в Петербурге. Если бы не было Москвы, не было бы моих фильмов, а если бы не было Петербурга, то они были бы не такие, какими случились. Этот город обладает какой-то магией удивительной.
О ПРАВДЕ
Мне Бузыкин из "Осеннего марафона" очень близок. Вопрос в том, ты говоришь неправду с целью причинить зло, или делаешь это, чтобы скрыть от мамы, что, например, сломал руку. И я тоже, к сожалению, иногда вынужден говорить не совсем правду. Я не знаю в современной жизни человека, который был бы абсолютно, кристально честен. И скажу страшную вещь: хорошо ли это, быть кристально честным? Смертельная болезнь – и что? Человеку об этом сказать? Могу привести вам собственный пример из недавней жизни. Я очень тяжело заболел ковидом и вдруг вечером приходит ко мне делегация врачей и говорит: Алексей Ефимович, мы сделали все, что смогли, наступают два критических дня, все что угодно может произойти, все зависит от вашей силы воли, желания жить. И вот они сказали правду, ушли, закрылась дверь, и ты остаешься один. Как ни странно, я не испытал никакого ужаса, но, тем не менее, это ощущение – зачем они мне это сказали? Это не добавило мне никаких сил, но добавило сомнений: смогу ли я, хватит ли у меня воли к жизни, и прочее?
Смотрите выпуск 19 октября в 21:30 в эфире телеканала "Россия-Культура".